Удовлетворенность потребителей (сущность и значимость понятия, подходы и методы оценки удовлетворенности).
Удовлетворенность потребителей - способность товара или услуги максимально удовлетворить потребности потребителя согласно своим качествам, ради которых товар (услуга) приобретаются, а так же способность компании, производящей товар или предоставляющей услугу, максимально удовлетворить потребности потребителя в товаре или услуге.
Существуют четыре основных составляющих воздействия на Удовлетворенность потребителей:
-главные черты продукта или услуги, которые потребители ожидают от всех производителей товара или услуги;
- система обслуживания товара и его поддержки;
- способность компенсировать ущерб;
- способность удовлетворять персональные запросы потребителей.
Оценка удовлетворенности потребителей основана на исследовании двух факторов: понимании организацией, ориентированной на потребителя, взаимосвязи с одной стороны - между удовлетворенностью потребителя и его постоянством, с другой – с прибылью. Второй фактор – средства бизнеса, помогающие организации максимально понять проблемы восприятия, поведения и отношения своих потребителей.
Индекс удовлетворенности потребителей представляет собой показатель, рассчитываемый на основании комплекса оценок качества услуг и товаров, сделанных покупателем. Иначе говоря, оценка товара производится теми, кто предпочитает его купить. Данный показатель нередко отличается от доли товара на рынке и уровня его продаж, так как он является отражением отношения потребителей. Что такое удовлетворенность потребителя? Она включает в себя его ожидания от товара, имидж самой компании, восприятие цены и качества товара. Показателем лояльности является положительная оценка ценности товара или услуги потребителем и степень его готовности повторить услугу или покупку. Индекс удовлетворенности в национальном масштабе является весьма важным для страны информационным инструментом, так как содержит исходные данные, которыми отдельные компании могут воспользоваться, в частности, для определения собственного рыночного положения или улучшения качества своих услуг.
10. Простые методы управления качеством. Гистограмма. http://www.studfiles.ru/preview/5429943/page:25/
Гистограмма – это инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания данных в данный интервал. Гистограмма – это столбиковая диаграмма, показывающая статистическую картину поведения процесса. Применяется:
- для демонстрации характера изменчивости;
- получения визуальной информации о ходе процесса;
- принятия решений о фокусе усилий по улучшению.
Порядок построения:
1)сбор данных;
2) определение макс., мин, значения и размаха;
3) разделение на интервалы;
4) определение ширины интервала (полученные данные распределяются по интервалам, подсчитываем число значений, попавших в интервал;
5) построение гистограммы.
Информацию о характере распределения можно получить:
- по форме (колокообразное, гребенка, распределение с обрывом справа, плато и т. д.);
- если центр рассеивания смещен: наряду со случайными равновозможными факторами на рассеивание параметров качества влияют постоянные факторы. Причины: не случайные отклонения от методик, а заложенные в типовой методике, процессе, рецептуре несоответствие при проектировании и разработке продукции.
11. Простые методы управления качеством. Контрольная карта. http://www.studfiles.ru/preview/2152073/
Контрольная карта – инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочивания с целью дальнейшего использования собранной информации. Используется в виде графиков, полученных в ходе технологического процесса. Графики определяют динамику процесса.
От обычных линейчатых графиков контрольные карты отличаются только дополнительно нанесенными горизонтальными линиями. Эти линии обозначают верхнюю и нижнюю контрольную границу статистически допустимых изменений измеряемой величины и среднее значение всех измерений.
Точки, которые наносятся на контрольные карты, могут быть как результатом прямых измерений отдельного показателя процесса, так и суммарным (комплексным) значением группы показателей, полученных в один момент времени. Комплексный показатель может включать, например, среднее значение по группе измерений, среднее значение отклонений, процент дефектов, среднее число дефектов на единицу и т.п.
Контрольные границы определяют предел ожидаемых изменений процесса, когда действуют только наиболее типичные для этого процесса факторы. Наносятся контрольные границы, как правило, на расстоянии трех стандартных отклонений случайной величины от линии средних значений.
Контрольные карты обладают рядом достоинств. В частности, они дают возможность визуально определить момент изменения процесса, создают основу для улучшения процесса, выявляют различия между случайными и системными нарушениями в процессе, снижают потери от брака за счет предотвращения появления дефектов. К недостаткам контрольных карт можно отнести более высокие требования к подготовке персонала и необходимость работы в реальном времени.
12. Простые методы управления качеством. Диаграмма Парето. http://www.studfiles.ru/preview/5429943/page:28/
Диаграмма Парето – инструмент, позволяющий представить и выявить основные факторы, влияющие на исследуемую проблему и распределить условия для ее решения. 2 вида: по результатам и по причинам.
Этапы анализа Парето:
- выбор цели (объект исследования, способ классификации);
- организация наблюдений, разработка контрольного листка;
- анализ наблюдений наиболее значимых факторов, бланк-таблицы по каждому признаку;
- построение диаграммы;
- построение кривой Парето;
- корректирующие действия;
- построение диаграммы Парето.
При исследовании диаграммы Парето методом анализа причин является АВС – анализ (метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности).
Кривая Парето делится на 3 части:
- небольшое число факторов, но которые сильно влияют (группа А -80% дефектов или затрат);
- группа В (является промежуточной – 10-20%);
- малозначительные факторы – группа С 5-10%.