Национальный институт бизнеса
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Факультет экономики, управления и права
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа учебной
дисциплины
ДЕЛОВАЯ ИГРА «КАСАТКА»
для студентов очной и очно-заочной форм обучения
по направлению 080100 «Экономика»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Автор - составитель:
к.т.н., доцент,
Академик ЕАЕН Харьков В.П.
Москва - 2016
Харьков Василий Павлович. «Деловая игра «Касатка».
Рабочая программа учебной дисциплины. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рецензент: Грызунова Н.В.д.э.н., профессор кафедры экономических и финансовых дисциплин МосГУ
Рабочая учебная программа утверждена на заседании кафедры экономики и управления на предприятии НОУ ВПО Национальный институт бизнеса
Протокол №11 от 28.06.2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной дисциплины…………………………………………… | |
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины……. | |
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..……….. | |
4. Тематический план…………………………………..…………………………… | |
5. Содержание учебной дисциплины……..………………………………………. | |
6. Планы семинарских занятий……………………………………………………. | |
7. Методические указания студентам……..……………………………….……… | |
8. Фонд оценочных средств………………………………………………………... | |
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….……………… | |
10. Перечень литературы…………………………………………………………… |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины "Деловая игра Касатка"составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рабочая программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.
Цель изучения учебной дисциплины: научить студентов использовать современные информационные технологии в практике специалистов по экономике. обеспечить получение и закрепление практических навыков у студентов.
Образовательный процесс по данному курсу направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций
Возможность использования банка образцов готовых решений при различных, приближенных к реальным, рыночных ситуациях, в сочетании с развитым рабочим инструментом программы, позволит студентам приобрести опыт работы и в будущем избежать ошибок.
Использование деловых компьютерных программ в изучении таких дисциплин как «Менеджмент» и «Маркетинг» значительно оживляет учебный процесс, способствует более полному закреплению учебного материала.
Объект учебной дисциплины – информационное обеспечение процессов управления и маркетинга на предприятии.
Предметом учебной дисциплины является изучение технологии использования компьютерного обучающего комплекса «Касатка».
Образовательные задачи учебной дисциплины оказание помощи студентам в освоении:
- теоретических и практических аспектов в области информационных систем и технологий;
- компьютерных методов обработки документов на предприятии.
Обучение проводится в форме лекций по курсу, а также практических занятий на компьютере по решению задач менеджмента и маркетинга.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание и структура учебной дисциплины должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК).
Выпускник по направлению подготовки «Экономика»» (квалификация (степень) «бакалавр») должен обладать следующими компетенциями:
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК-12),
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером (ОК-13),
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК4),
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (ПК5),
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК12).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:методику обучения практическим основам маркетинга и менеджмента с помощью компьютерной программы «Касатка»; методику компьютерного моделирования процесса деятельности специалистов по маркетингу и менеджменту; компьютерную технологию разработки стратегии и тактики решения задач маркетинга и менеджмента с помощью программы «Касатка»; основные экономические и финансовые решения, принимаемые специалистами экономических и финансовых служб на всех стадиях работы с программой «Касатка»;
уметь: работать с компьютерной программой «Касатка»; решать задачи маркетинга и менеджмента коммерческой организации в условиях конкуренции современного рынка с помощью компьютерной программы.
владеть: информацией, необходимой для использования информационных систем в организации; системным подходом и математическими методами в формализации решения прикладных задач маркетинга и менеджмента.
Формы контроля.
Текущий контроль: выступления и решение задач на практических занятиях; практические задания, тестирование.
Промежуточная аттестация – зачет.
Формы и методы учебной работы: лекции, семинарские и практические занятия на компьютере; решение задач; тесты; консультации преподавателя; анализ конкретных ситуаций.
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них:
- очная форма обучения: 8 часов – лекции, 28 часов - практические занятия, 36 часов- самостоятельная работа;
- очно-заочная форма обучения: 4 часа- лекции, 8 часов - практические занятия, 60 часов - самостоятельная работа.
На лекциях студенты получают знания о компьютерных деловых играх.
В ходе практических занятий закрепляется теоретический материал, решаются конкретные задачи обработки документов в компьютерной системе предприятия. Работа ведется в интерактивном режиме в сетевом компьютерном классе.
Самостоятельная работа студентов, являясь основным видом обучения, имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, к экзамену, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) с целью доработки лекций.
Контроль знаний и практических навыков в процессе обучения осуществляется по результатам выполнения практических заданий. Окончательный контроль проводится в форме зачета по дисциплине.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «Деловая игра «Касатка»»
(очная форма обучения- 72 ч.).
Аудиторные занятия | ||||
№ | Наименование темы | Всего | Лекции | Практ. занятия |
Структура комплекса «Касатка». | - | |||
Настройка справочников. | 7/6* | 6* | ||
Цикл стратегического планирования. | 8/6* | 6* | ||
Общие принципы для комплексов маркетинга и менеджмента. | 8/6* | 6* | ||
Комплекс маркетинга. | 12/10* | 10* | ||
Итого аудиторных часов | 36/28* | 28/28* |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «Деловая игра «Касатка»»
(очно-заочная форма обучения – 72 ч.)
Аудиторные занятия | ||||
№ | Наименование темы | Всего | Лекции | Практ. занятие |
Структура комплекса «Касатка». | - | |||
Настройка справочников. | 2/1* | - | 2* | |
Цикл стратегического планирования. | 3/1* | 2* | ||
Общие принципы для комплексов маркетинга и менеджмента. | 3/1* | 2* | ||
Комплекс маркетинга. | 3/1* | 2* | ||
Итого аудиторных часов | 12/8* | 8/8* |
Примечание: *знаком выделены темы, по которым проводятся активные и интерактивные формы обучения
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Тема 1. Структура комплекса «Касатка».
1. Логическая схема и концепция программного комплекса «Касатка».
2. Окна, меню и сервисные кнопки программы «Касатка»
3. Упражнения для закрепления материала.
Формируемые компетенции: ОК-12.
Тема 2. Настройка справочников.
1. Настройка справочников.
2. Практическое задание.
Формируемые компетенции: ОК-13.
Тема 3. Цикл стратегического планирования.
1. Элементы стратегического планирования.
2. Процесс стратегического планирования.
Формируемые компетенции: ПК-4.
Тема 4. Общие принципы для комплексов маркетинга и менеджмента.
1. Введение.
2. Окно выбора вопроса.
3. Окно упреждающего управления.
4. Окно решения одной задачи.
5. Окно реактивного управления.
6. Комплекс менеджмента.
Формируемые компетенции: ПК-5.
Тема 5. Комплекс маркетинга.
1. Введение.
2. Особенности комплекса маркетинга в программе.
3. Основные кнопки и закладки главного окна маркетинга:.
4. Бюджет затрат маркетинга.
5. Карта разработки модуля.
Формируемые компетенции: ПК- 12.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
А. Очная форма обучения.
Практические занятия № 1,2,3 (тема 2. Настройка справочников и начало работы)
Цель занятий: практическое освоение процесса настройки справочников программы «Касатка».
Решаемые задачи:
1.Настроить справочники для заданной коммерческой организации.
*Примечание: занятие проводится в виде организационно- деятельностной игры. Цели организационно-деятельностной игры – решение проблемной задачи теоретического уровня, развитие рефлексивного компонента творческого мышления.
Формируемые компетенции: ОК-13.
Практическое занятие № 4,5,6 (тема 3. Цикл стратегического планирования).
Цель занятий: практическое освоение приемов работы с комплексом стратегического планирования..
Решаемые задачи:
1.Освоить основные этапы работы с циклом стратегического планирования.
*Примечание: занятие проводится в виде организационно- деятельностной игры. Цели организационно-деятельностной игры – решение проблемной задачи теоретического уровня, развитие рефлексивного компонента творческого мышления.
Формируемые компетенции: ПК-4.
Практическое занятие № 7,8,9 (тема 4. Общие принципы для комплексов маркетинга и менеджмента).
Цель занятий: практическое освоение общих элементов работы для комплексов маркетинга и менеджмента.
Решаемые задачи:
1.Освоить общие элементы работы для комплексов маркетинга и менеджмента.
*Примечание: занятие проводится в виде организационно- деятельностной игры. Цели организационно-деятельностной игры – решение проблемной задачи теоретического уровня, развитие рефлексивного компонента творческого мышления.
Формируемые компетенции: ПК-5.
Практическое занятие № 10, 11, 12, 13, 14 (тема 5. Комплекс маркетинга).
Цель занятий: освоение методики решения задач маркетинга с помощью программы «Касатка»..
Решаемые задачи:
1.Разработка коммерческого бизнес-проекта организации на стадии предварительного изучения и отбора привлекательных модулей для выбранного бизнес-проекта (занятия 10, 11, 12).
2.Разработка одного из выбранных модулей бизнес-проекта (занятия 13, 14).
*Примечание: занятие проводится в виде организационно- деятельностной игры. Цели организационно-деятельностной игры – решение проблемной задачи теоретического уровня, развитие рефлексивного компонента творческого мышления.
Формируемые компетенции: ПК- 12.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
Дисциплина «Деловая игра Касатка», изучаемая в соответствии с настоящей программой, обеспечивает получение и закрепление практических навыков у студентов обучающихся по специальности «Менеджмент». Обучение построено в виде практических тренингов на базе компьютерной обучающей программы «Касатка».
Компьютерный тренинг позволяет научиться использовать современные компьютерные технологии в практике специалистов по маркетингу, а также – испытать себя в роли лица, принимающего решения.
Возможность использования банка образцов готовых решений при различных, приближенных к реальным, рыночных ситуациях, в сочетании с развитым рабочим инструментом программы позволит студентам приобрести опыт работы и в будущем избежать ошибок.
Использование деловых компьютерных программ в изучении таких рыночных дисциплин как «Маркетинг», «Менеджмент», значительно оживляет учебный процесс, способствует более полному закреплению учебного материала.
Компьютерная программа «Касатка» представляет собой своеобразный интерактивный учебник по маркетингу и управлению организацией с огромным количеством примеров. Она является универсальным инструментом в руках специалиста по маркетингу.
Программа «Касатка» (разработчик USA: Corporation SBI при поддержке представительства в СНГ) получила широкое признание среди ведущих Вузов России.и специалистов по менеджменту и маркетингу в коммерческих организациях.
Данное учебное пособие базируется на материалах разработчиков программы «Касатка» а также источников приведенных в списке литературы.
Для лучшего понимания назначения программы "КАСАТКА" проведем её позиционирование.
Цель любого предприятия - увеличение прибыли. Этого можно достигнуть двумя путями: управляя расходной частью (грамотно управляя расходами и тем самым снижая затраты) и управляя доходной частью (анализируя и управляя внешними факторами рынка и максимально используя предоставляющиеся возможности).
Исходя из этого, в данный момент на рынке программного обеспечения для бизнеса можно выделить два типа программных продуктов: направленные на управление расходной частью направленные на управление доходной частью
При анализе общего рынка бизнес-программного обеспечения картина соотношения указанных типов продуктов следующая:
По мнению экспертов - при всей необходимости оптимизации расходной части бюджета предприятия, с точки зрения дальнейшего развития и увеличения прибыли - это тупиковый путь, т.к. издержки не возможно снижать бесконечно. Поэтому сегодня руководители компаний направили свое внимание именно на системы управления доходной частью.
Наиболее перспективный путь увеличения прибыли - это увеличение доходной части бюджета предприятия. Отсюда следует, что программное обеспечение должно ориентироваться не только, и не столько на учет и анализ расходов (затрат, издержек), но в гораздо большей мере, чем сегодня, на работу с данными по приходу - собирать соответствующие данные, накапливать информацию, анализировать, выявлять особенности, закономерности и т.д. То есть более глубоко внедрять и автоматизировать маркетинг, основополагающую науку и руководство для принятия решений на предприятии. На основе чего, впоследствии, становится возможным, собственно, управление и увеличение доходной части бюджета предприятия.
На решение всех указанных вопросов и, соответственно, управление доходной частью бюджета предприятия, направлен программный комплекс "Касатка", что делает его наиболее перспективным с точки зрения развития и положения на рынке программных продуктов.
Программный продукт "Касатка", является современной ТЕХНОЛОГИЕЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ стратегического, тактического и оперативного уровней для организаций малого, среднего и большого частного бизнеса и государственных организаций. В ней соединены воедино самые современные разработки и НОУ-ХАУ в области маркетинга и менеджмента, передовой опыт мировых лидеров бизнеса и возможности компьютерной техники в области современных мультимедийных технологий. Это мощная, виртуальная консалтинговая компания в Вашем компьютере, на Вашем рабочем столе.
Модуль "Менеджмент" оснащен инструментарием для рассмотрения следующих тем:
· Разработка целей (постановка и классификация целей)
· Планирование (долгосрочное и краткосрочное, выбор методов и инструментария, планирование связующих процессов и т.д.)
· Организация (оценка существующей структуры, проектирование наиболее эффективной, организация взаимодействий и полномочий + более 30 схем оргструктуры)
· Мотивация (система, необходимость применения, оценка ресурсов для мотивации)
· Контроль (оценка и разработка системы контроля персонала, достижения целей, ресурсов, применением заданных технологий)
К каждой задаче предлагается пример решения из мирового опыта, матрицу решения и выдержки из литературы по менеджменту на данную тему. Плюс аудио- видео помощь для каждой задачи с пояснением основных понятий и цели данной работы.
Тематический план учебной дисциплины
(очная форма обучения- 72 ч.).
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
№ | Наименование темы | Всего | Лекции | Практ. занятия | ||
Структура комплекса «Касатка». | - | |||||
Настройка справочников. | ||||||
Цикл стратегического планирования. | ||||||
Общие принципы для комплексов маркетинга и менеджмента. | ||||||
Комплекс маркетинга. | ||||||
Итого часов |
(очно-заочная форма обучения – 72 ч.)
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
№ | Наименование темы | Всего | Лекции | Практ. занятие | ||
Структура комплекса «Касатка». | - | |||||
Настройка справочников. | - | |||||
Цикл стратегического планирования. | ||||||
Общие принципы для комплексов маркетинга и менеджмента. | ||||||
Комплекс маркетинга. | ||||||
Итого часов |
Задания для самостоятельной работы студентов.
Методические указания к организации самостоятельной работы студентов по курсу деловая игра «Касатка» составлены в соответствии с рабочей учебной программой по данной дисциплине и предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения, обучающихся по специальности Менеджмент - 080200).
Самостоятельная работа предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) для доработки лекций и подготовки к семинарским и практическим занятиям.
Работу с лекционным материалом целесообразно осуществлять в течении 2-3 дней после проведения лекции. С этой целью необходимо просмотреть записи (или раздаточный материал) и выделить заголовки и самые важные элементы цветными маркерами. Следует также внимательно изучить ключевые слова темы занятия. Важно, чтобы конспект лекции максимально раскрывал содержание темы, отраженное в программе курса.
К семинарскому занятию необходимо готовиться заранее – сразу после прочтения лекционного материала по данной теме. Надо изучить план семинарского занятия, подобрать соответствующую литературу. По каждому вопросу семинара необходимо сделать краткий конспект, обозначив все ключевые аспекты. В случае выбора темы доклада, рекомендованной для проведения на семинаре, целесообразно проинформировать об этом преподавателя, посоветоваться с ним по структуре доклада и перечню используемой литературе.
Основная часть курса посвящена практической работе студентов на компьютере с программой управления предприятием «Корпорация плюс».
В ходе самостоятельной работы студенты используют, имеющийся в учебной программе, словарь основных терминов курса и вопросы для самоконтроля полноты учебного материала.
В ходе самостоятельной работы по дисциплине необходимо выполнить следующие работы.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Вопросы к зачету
1. Объясните логическую схему построения комплекса «Касатка».
2. Перечислите уровни руководства в программе.
3. Объясните назначение окон в программе.
4. Объясните назначение пунктов меню окон в программе
5. Объясните назначение сервисных кнопок в программе.
6. Перечислите основные функциональные возможности программы.
7. Назовите основные группы справочников в программе.
8. Как производится настройка справочников?
9. Расскажите о назначении цикла стратегического планирования.
10. Перечислите рабочие окна цикла стратегического планирования и опишите их назначение.
11. Опишите методику проведения ситуационного анализа в цикле стратегического планирования
12. Опишите методику проведения SWOT-анализа в цикле стратегического планирования
13. Расскажите об инструментарии цикла стратегического планирования
14. Расскажите об особенностях комплекса менеджмента в программе.
15. Охарактеризуйте основные этапы разработок в комплексе менеджмента (цели, планирование, организация, мотивация и контроль) программы.
16. Расскажите об особенностях комплекса маркетинга в программе.
17. Охарактеризуйте основные этапы комплекса исследований маркетинга для выбранного модуля (спрос, привлекательность, конкуренция, анализ и выбор портфеля продуктов).
18. Охарактеризуйте основные стратегии маркетинга для выбранного модуля (продуктовая, сбытовая, продвижения и ценовая).
19. Как формируется в программе бюджет проекта?
20. Поясните зачем нужен контроль и аудит маркетинга?
ДИСЦИПЛИНЫ
Кабинет информационных технологий на 12 мест, 40 кв.м. (аудитория № 35):
В аудитории развернута локальная сеть с выходом:
- в глобальную сеть Интернет с подключением по DSL-технологии (цифровое постоянное подключение с использованием обычной медной телефонной пары проводов),
- в общую сеть института.
Состав локальной сети:
- сервер (рабочая станция) – 1 шт.
(Pent-IV-2800/1G/160G/DVD-RW/Lan/Sound),
- рабочая станция – 11 шт.
(Pent-IV-2200С/256Mb/40G/Lan/Sound)
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Финансы и кредит: Учебник /Под ред. Проф. Романовского М.В., проф. Белоглзовой Г.Н. – 2-е изд-е, перераб. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-издат, 2009. – 609 с.
2. Финансы и кредит: Учебник /Под ред. Проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. – 2-е изд-е, перераб. и доп. - М.: Юрайт-издат, 2009. – 462 с.
Дополнительная литература
1. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие /А.Н. Гаврилова и др. – М.: КНОРУС, 2005. – 336 с.
2. Каплан А.В. Решение экономических задач на компьютере Каплан А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ДМК Пресс, 2008.— 600 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6919.— ЭБС «IPRbooks».
3. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 8-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2009. – 512 с.
4. Пономарева З.М. Деловые игры в коммерческой деятельности. Темы “Аукцион”, “Биржа: практикум/ Пономарева З.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 184 c.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Финансы и кредит: Учебное пособие /А.И. Деева. – М.: Кнорус, 2009. – 544 с.
6. Финансовое право России: учебное пособие /Отв. Ред М.В. Карасева. – 3-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Высшее образование, Юрайт-издат, 2009.- 369 с.
7. Финансы и кредит: Учебное пособие /Под ред. Д-ра экон. Наук проф. О.И. Лаврушина. – 2-е изд-е, стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 304 с.
8. Финансы и кредит: Учебник /Под ред. Проф. Романовского М.В., проф. Белоглазовой Г.Н. – М.: Высшее образование, 2005. – 575 с.
Интернет-ресурсы
1. ДИ «Корпорация+» Комп. программа
2. Сайт: www.1C.ru
3. Сайт научной библиотеки elibrary.ru
4. Internet сайт: www.kasatka.ru, М.: 2004 г.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Факультет экономики, управления и права