Тема 3: «Организация и управление»
Вопросы для подготовки:
1.Понятие организации (концепция жизненного цикла организации, общие характеристики организации, классификация организаций).
2.Формальные и неформальные организации.
3.Внешняя среда организации: среда прямого и косвенного воздействия
4. Внутренняя среда организации: характеристика ее элементов
5. Роль человека и группы в организации
6. Миссия организации
7. Цели организации и их классификация. Требования к постановке целей
8.Управление по целям: сущность метода
Задание. Придумайте свою организацию и ответьте на следующие вопросы:
1.Какие требования предъявляются к управленческому персоналу в Вашей организации?
2.Перечислите основных субъектов внешней среды Вашей организации
Среда прямого воздействия:
Поставщики ресурсов
Основные конкуренты
Потребители товаров и услуг
Среда косвенного воздействия:
Состояние экономики
Социальные факторы
Политические события
Научно-технический прогресс
3.Напишите миссию Вашей организации.
4.Перечислите цели вашей организации. Постройте дерево целей для вашей организации и сформулируйте наименование 2 – 3 уровней подцелей для нее.
Тема 5: «Функции управления»
Вопросы для подготовки:
1.Общая функция - планирование
Функция планирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Принципы планирования. Основные этапы планирования.
2.Основные задачи и компоненты функции организации.
3.Общая функция - мотивация
Понятия мотива и содержание функции мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
4. Общая функция - контроль
Сущность контроля в организации. Виды управленческого контроля. Этапы процесса контроля.
Задание 1. Сформируйте продуктовую стратегию предприятия с помощью матрицы БКГ
Предприятие (турфирма «Альянс») располагает несколькими стратегическими единицами бизнеса (СЕБ), отвечающими за оказание конкретных туристских услуг. Заданы объем реализации продуктового портфеля за последние годы и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду услуг (табл. 1). Используя матрицу БКГ (Бостонской консультационной группы), необходимо сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Таблица 1. Данные по объему реализации и доле рынка для стратегических единиц бизнеса*
Туры (СЕБ) | Объем продаж, ед. | Доля рынка, % | ||
за 2012 г. | За2013 г. | турфирма «Альянс» | Конкурент | |
4. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
Итого | - | - |
Задание 2. Укажите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:
1. вас лично на работе (в классе)
2. молодого специалиста коммерческого предприятия, окончившего вуз по специальности "Менеджмент организации»
3. квалифицированного рабочего
Задание 3.
1. Внесите изменения в указанные перечни методов удовлетворения потребностей высших уровней применительно к современным условиям, дополнив или(и) сократив их.
2. Укажите, в какой мере, по вашему мнению, в наших условиях используется каждый из этих методов удовлетворения потребностей работников? Покажите отрицательные последствия недостаточного применения некоторых методов удовлетворения потребностей работников.
Методы удовлетворения потребностей высших уровней работников на предприятии (по М. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоури):
Социальные потребности:
1. Давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
2. Создавать на рабочих местах дух единой команды.
3. Проводить с подчиненными периодические совещания.
4. Не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
Потребности в уважении:
1. Предлагать подчиненным более содержательную работу.
2. Обеспечить им положительную обратную связь по достигнутым результатам.
3. Высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты.
4. Привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
5. Делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия.
6. Продвигать подчиненных по служебной лестнице.
7. Обеспечивать обучение и переподготовку, которые повышают уровень компетентности.
Потребности в самовыражении:
1. Обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
2. Давать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
3. Поощрять и развивать у подчиненных творческие способности
Тема 6: «Методы управления»
Вопросы для подготовки:
1.Организационно-распорядительные методы менеджмента.
2.Экономические методы менеджмента.
3. Социально-психологические методы менеджмента.
Тема 7:Влияние и власть
Вопросы для подготовки:
1.Понятие власти
2.Источники власти
3.Авторитет. Доверие. Лидерство
4.Отношения управления менеджера и лидера
5. Стиль руководства
Задание.Нарисуйте портрет демократичного руководителя. При каких условиях этот стиль лидера будет максимально эффективным? Неэффективным?
Тема7:Принятие решений
Вопросы для подготовки:
1.Проблемы и решения. Рациональность решения
2.Рациональная организация процесса принятия решения
3.Основные требования, предъявляемые к решению
4.Методы и методики, используемые в процессе принятия решений
Ситуационные задачи.
1.Составить дерево решений на любую задачу производства товаров.
2.Сформулировать проблему и продемонстрировать ее решение с использованием метода дерева влияющих параметров.