Тема. Процессы коммуникации, влияния и принятия решений
1.Коммуникации
Термин «коммуникация» происходит от английского communicate, что означает передавать, сообщать.
Вербальная коммуникация - устная передача сообщения во время телефон разговора, личной беседы и во время встреч на собраниях. Достоинства устных коммуникаций: быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов.
Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Основная цель коммуникационного процесса сводится к обеспечению понимания информации, которая является предметом обмена. Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя и более людьми.
Процесс коммуникации включает четыре базовых элемента:
1. Отправитель— лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию, выбирает канал для передачи, кодирует сообщение и передает.
2. Сообщение — это информация, которую передает отправитель получателю. При этом сообщение может передаваться в вербальной, т.е. словесной, форме, невербальной (жесты, мимика или графические изображения), а также может быть закодировано, т.е. преобразовано в систему знаков, импульсов.
3. Канал — это средство передачи информации. Обычно в их качестве выступают средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение) и межличностные каналы — непосредственно личностный обмен сообщениями между отправителем и получателем информации.
4. Получатель— лицо, которому предназначена информация.
Этапы: 1.генерирование идеи. 2. Кодирование и выбор канала. 3.передача.4.декодирование
Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.
Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Выделяют 5 стилей: 1) «открытие себя». 2) «реализация себя». 3) «замыкание в себе». 4) «защита себя». 5) «торговля за себя»
2.Влияние и власть
В управленческой литературе способность оказывать влияние на доведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как и организационного, процесса подразумевает, что:
- власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
- между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
- тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Власть может иметь разные формы. Одну популярную сегодня классификацию основ власти разработали исследователи Дж.Френч и Б.Рейвен. В соответствии с этой классификацией власть имеет 5 основных форм:1. Власть, основанная на принуждении. 2. Власть, основанная на вознаграждении. 3. Экспертная власть. 4. Эталонная власть.5. Законная власть.
Принято различать 2 группы источников власти: источники власти, которые имеют личностную основу, ко второй — организационную основу.
Источники власти на личностной основе: 1.Экспертная власть. 2.Власть примера. 3.Право па власть. 4.Власть информации. 5.Потребность во власти.
Источники власти, имеющими организационную основу: 1.Принятие решения. 2.Вознаграждение. 3.Принуждение как источник власти. 4.Власть над ресурсами. 5.Власть связей.
Влияние— это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.
Способы влияния можно разделить на две большие группы: эмоциональные(заражение, подражание)и рассудочные (внушение, убеждение, просьба, угроза, приказ).
Авторитет — заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе.
Существует два источника авторитета:
-официальный, определяемый занимаемой должностью в организации;
-реальный авторитет — фактическое влияние, реальное доверие и уважение.
Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В практике управления лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации.
Таблица - Сравнительный анализ функций менеджера и лидера
Менеджер | Лидер |
Администратор | Новатор |
поучает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
Основа действий — план | Основа действий — видение |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Доверяет | |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
профессионал | Энтузиаст |
Принимает решения | Воплощает_решения |
Делает вещи правильно | Делает правильные вещи |
Пользуется уважением | Пользуется обожанием |
Форма выражения власти руководителя отражает его стиль руководства, проявляющийся в устойчивых приемах и методах, используемых в процессе управления организацией.
Имеются две широко применяющиеся системы классификации стилей руководства. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (одна крайность), демократическим и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.
Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью личной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы, никаких полномочий группе не делегируется.
Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении. Ответственность не концентрируется, а распределяется.
Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя, группа имеет полную свободу принимать собственные решения.
Альтернативная классификация стилей руководства возникла путем сравнения групп с высокой производительностью труда и групп с низкой производительностью труда в разных организациях. Ученые из Мичиганского университета считали, что разницу в производительности может объяснить стиль руководства.
Классификация руководителей проводилась по принципам, находящимся в пределах от одной крайности — руководство, сосредоточенное на работе, до другой — руководство, сосредоточенное на человеке.
В рамках этой классификации выделены следующие основные стили руководства:
1,1 — нищета управления: руководитель проявляет минимальный интерес к производству и подчиненным;
9,1 — власть руководителя: высокие требования по достижению результатов производственной деятельности сочетаются у менеджера с низким уровнем заботы о персонале;
1,9 — организация как «загородный клуб»: минимальный интерес к производственной деятельности сочетается у руководителя с максимально возможной заботой о подчиненных;
5,5 — «золотая середина»: у менеджера сочетаются равномерная забота о производстве и о людях, причем ни то, ни другое не делается с полной отдачей; 9,9 — работа командой: у руководителя сочетаются максимально возможная забота о производстве и о людях;
Помимо названных основных стилей в системе ГРИД выделяют следующие дополнительные стили руководства: патернализм;оппортунизм:;фасадизм:.
3.Принятие решений
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации.
Общепринятыми критериями классификации управленческих решений выступают следующие:
по содержанию решения — экономические, технические, социальные, организационные;
по способу доведения решения — одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
по характеру целей — стратегические, тактические, оперативные;
по широте охвата — общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
по степени новизны — рутинные (традиционные), новаторские (творческие);
по сложности — простые, сложные.
Если достижение поставленной цели обеспечивается с минимальными затратами, т.е. если путь к цели является правильным (дает необходимый результат), то решение считается рациональным.
Этапы рационального решения проблем: 1. Диагностирование проблем. 2.Индентификация ограничений и критериев.3. Выявление альтернатив.4.Оценка альтернатив. 5.Выбор альтернатив.6.Реализация.
Основные требования, предъявляемые к принятию решений: соответствие полномочиям; ответственности; целевой направленности; обоснованности; своевременности; непротиворечивости; эффективности; выполнимости; законности; простоты и ясности изложения.
В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить следующие модели принятия решений: 1.Рациональная модель. 2.Модель ограниченной рациональности. Имеет две разновидности: личностно ограниченная рациональность и организационно ограниченная рациональность. 3. Политическая модель.
Н.И. Кабушкин все методы принятия управленческих решений разделяет на три группы: 1. Неформальные (эвристические) методы, принятия решений. 2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений.3. Количественные методы, принятия решений.