Тема. Процессы коммуникации, влияния и принятия решений

1.Коммуникации

Термин «ком­муникация» происходит от английского communicate, что означает передавать, сообщать.

Вербальная коммуникация - устная передача сообщения во время телефон разговора, личной беседы и во время встреч на собраниях. Достоинства устных коммуникаций: быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов.

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Основная цель коммуникаци­онного процесса сводится к обеспечению понимания ин­формации, которая является предметом обмена. Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя и более людьми.

Процесс коммуникации включает четыре базовых элемента:

1. Отправитель— лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию, выбирает канал для передачи, кодирует сообщение и передает.

2. Сообщение — это информация, которую передает от­правитель получателю. При этом сообщение может пере­даваться в вербальной, т.е. словесной, форме, невербаль­ной (жесты, мимика или графические изображения), а также может быть закодировано, т.е. преобразовано в сис­тему знаков, импульсов.

3. Канал — это средство передачи информации. Обычно в их качестве выступают средства массовой коммуника­ции (печать, радио, телевидение) и межличностные ка­налы — непосредственно личностный обмен сообщения­ми между отправителем и получателем информации.

4. Получатель— лицо, которому предна­значена информация.

Этапы: 1.генерирование идеи. 2. Кодирование и выбор канала. 3.передача.4.декодирование

Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.

Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Выделяют 5 стилей: 1) «открытие себя». 2) «реализация себя». 3) «замыкание в себе». 4) «защита себя». 5) «торговля за себя»

2.Влияние и власть

В управленческой литературе способность оказывать влияние на доведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как и организационного, процесса подразумевает, что:

- власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;

- между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

- тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть может иметь разные формы. Одну популярную сегодня классификацию основ власти разработали исследователи Дж.Френч и Б.Рейвен. В соответствии с этой классификацией власть имеет 5 основных форм:1. Власть, основанная на принуждении. 2. Власть, основанная на вознаграждении. 3. Экспертная власть. 4. Эталонная власть.5. Законная власть.

Принято различать 2 группы источников власти: источники власти, которые имеют личностную основу, ко второй — организационную основу.

Источники власти на личностной основе: 1.Экспертная власть. 2.Власть примера. 3.Право па власть. 4.Власть информации. 5.Потребность во власти.

Источники власти, имеющими организационную основу: 1.Принятие решения. 2.Вознаграждение. 3.Принуждение как источник власти. 4.Власть над ресурсами. 5.Власть связей.

Влияние— это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.

Способы влияния можно разделить на две большие группы: эмоциональ­ные(заражение, подражание)и рассудочные (внушение, убеждение, просьба, угроза, приказ).

Авторитет — заслуженное доверие, которым пользу­ется руководитель у подчиненных, вышестоящего руковод­ства и коллег по работе.

Существует два ис­точника авторитета:

-официальный, определяемый занимаемой должностью в организации;

-реальный авторитет — фактическое влияние, реальное доверие и уважение.

Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В практике управления лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации.

Таблица - Сравнительный анализ функций менеджера и лидера

Менеджер Лидер
Администратор Новатор
поучает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
Основа действий — план Основа действий — видение
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
  Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
профессионал Энтузиаст
Принимает решения Воплощает_решения
Делает вещи правильно Делает правильные вещи
Пользуется уважением Пользуется обожанием

Форма выражения власти ру­ководителя отражает его стиль руководства, проявля­ющийся в устойчивых приемах и методах, используе­мых в процессе управления организацией.

Имеются две широко применяющиеся системы класси­фикации стилей руководства. По традиционной системе клас­сификации стиль может быть автократичным (одна край­ность), демократическим и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.

Авторитарное руководство характеризуется высокой сте­пенью личной власти руководителя: руководитель опреде­ляет все стратегии группы, никаких полномочий группе не делегируется.

Демократичное руководство характеризуется разделени­ем власти и участием трудящихся в управлении. Ответствен­ность не концентрируется, а распределяется.

Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя, группа имеет полную свободу при­нимать собственные решения.

Альтернативная классификация стилей руководства воз­никла путем сравнения групп с высокой производительнос­тью труда и групп с низкой производительностью труда в разных организациях. Ученые из Мичиганского университе­та считали, что разницу в производительности может объяс­нить стиль руководства.

Классификация руководителей проводилась по принци­пам, находящимся в пределах от одной крайности — руко­водство, сосредоточенное на работе, до другой — руковод­ство, сосредоточенное на человеке.

В рамках этой классификации выделены следующие основ­ные стили руководства:

1,1 — нищета управления: руководитель проявляет ми­нимальный интерес к производству и подчиненным;

9,1 — власть руководителя: высокие требования по до­стижению результатов производственной деятельности сочета­ются у менеджера с низким уровнем заботы о персонале;

1,9 — организация как «загородный клуб»: минималь­ный интерес к производственной деятельности сочетается у руководителя с максимально возможной заботой о подчинен­ных;

5,5 — «золотая середина»: у менеджера сочетаются рав­номерная забота о производстве и о людях, причем ни то, ни другое не делается с полной отдачей; 9,9 — работа командой: у руководителя сочетаются мак­симально возможная забота о производстве и о людях;

Помимо названных основных стилей в системе ГРИД выде­ляют следующие дополнительные стили руководства: патернализм;оппортунизм:;фасадизм:.

3.Принятие решений

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации.

Общепринятыми критериями классификации управ­ленческих решений выступают следующие:

по содержанию решения — экономические, технические, социальные, организационные;

по способу доведения решения — одноразовые (случай­ные) и повторяющиеся;

по характеру целей — стратегические, тактические, опе­ративные;

по широте охвата — общие (касающиеся всех сотрудни­ков) и узкоспециализированные;

по степени новизны — рутинные (традиционные), нова­торские (творческие);

по сложности — простые, сложные.

Если достижение поставленной цели обеспечивается с минимальными затратами, т.е. если путь к цели является правильным (дает необходимый результат), то решение считается рациональным.

Этапы рационального решения проблем: 1. Диагностирование проблем. 2.Индентификация ограничений и критериев.3. Выявление альтернатив.4.Оценка альтернатив. 5.Выбор альтернатив.6.Реализация.

Основные требования, предъявляемые к принятию решений: соответствие полномочиям; ответственности; целевой направленности; обоснованности; своевременности; непротиворечивости; эффективности; выполнимости; законности; простоты и ясности изложения.

В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить следующие модели принятия решений: 1.Рациональная модель. 2.Модель ограниченной рациональности. Имеет две разновидности: личностно ограниченная рациональность и организационно ограниченная рациональность. 3. Политическая модель.

Н.И. Кабушкин все методы принятия управленческих решений разделяет на три группы: 1. Неформальные (эвристические) методы, принятия ре­шений. 2. Коллективные методы обсуждения и принятия ре­шений.3. Количественные методы, принятия решений.

Наши рекомендации