Информационно-методическая часть
ЛИТЕРАТУРА
основная
1. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: учебник – М.: Экономист, 2004.
2. Гончаров В.В. Менеджмент: учеб.пособие / В.В. Гончаров. – Мн.: Современная школа, 2010.
3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое издание, 2009.
4. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012.
5. Основы менеджмента: учеб.пособие / под.ред. И.Ю. Солдатовой, М.А. Чернышева. – 2-е изд. – М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2012.
6. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией / Под общ. ред. А.Г. Поршнева. М.: ИНФРА-М, 2007.
7. Тележников В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников; под ред. Н.П. Беляцкого. – Минск: БГЭУ, 2008.
8. Феденя, А.К. Менеджмент: учеб. пособие / А.К. Феденя. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2008.
дополнительная
9. Беляев, В.А. Менеджмент: пособие /В. А Беляев, Е.Н. Костюкевич. – Минск: «Элайда», 2010. – 212 с.
10. Сидоров, Л.Н. Менеджмент / Сидоров. – Минск : РИВШ, 2009. – 152 с.
11. Беляцкий Н.П. Основы лидерства: учебник / Н.П. Беляцкий. – Минск: БГЭУ, 2006.
12. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт . – СПб: Питер, 2001.
13. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
14. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.
15. Глушаков, В.Е. Психология управления персоналом: век ХХI / В.Е. Глушаков, Т.И. Глушакова. – Минск :Издательство «Четыре четверти», 2011.- 320 с.
16. Кноринг В.И. Искусство управления: Учебник -- М.: ИНФРА-М, 2005.
17. Петрушин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса:учеб. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
18. Салмон Р. Будущее менеджмента / Под ред. Е.В. Минеевой. СПб.: Питер, 2004.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Раздел дисциплины, тема | Содержание учебного задания |
Тема: «Менеджмент и менеджеры» | 1. Дайте определение понятия «принцип менеджмента» 2. Перечислите и охарактеризуйте принципы менеджмента (принципы Г. Эмерсона, принципы А. Файоля, общие принципы управления ( применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности, оперативности управления, объективности) и частные принципы управления, принципы управления IBM) 3. Анализ ситуации |
Тема : «Организационная система и система управления» | 1.Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия: по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая), по характеру взаимодействия структурных подразделений, по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистическая). 2. Система управления организацией и ее основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития. |
Тема: Эволюция теории управления | 1.Использование принципов управления Г. Фордом в деятельности предприятия. 2.Вклад Г. Ганнта в теорию управления. 3.Сущность и основные этапы Хоторнских экспериментов Э. Мэйо. |
Тема : «Процесс коммуникации» | 1.Что такое коммуникация? 2.Назовите основные виды коммуникаций и дайте им характеристику. 3.Кратко опишите четыре основных элемента процесса коммуникации (отправитель, сообщение, канал, получатель). Изобразите схематично процесс коммуникации. 3.Какую роль в процессе коммуникации играют обратная связь и помехи? 6.Назовите типы невербальной коммуникации 7.Почему эффективные коммуникации важны для менеджеров и организации? |
Форма контроля - реферат.
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента»
1. Содержание понятия менеджмент. Характерные черты менеджмента
2. Менеджмент как наука и практика управления людьми в организации. Роль менеджмента в организации.
3. Менеджмент как функция, как процесс, как отношения управления, как система.
4. Управляющая и управляемые подсистемы
5. Уровни и виды менеджмента
6. Менеджер. Требования к профессиональной компетенции менеджеров. Структура деятельности менеджера и ее характеристики.
7. Менеджер. Роли менеджера
8. Понятие организации. Формальные и неформальные организации
9. Внешняя среда организации
10. Внутренняя среда организации
11. Миссия организации
12. Цели менеджмента. Требования к постановке целей. Управление по целям: сущность метода
13. Принципы менеджмента: понятие, требования к формулировке. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента
14. Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия: по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая), по характеру взаимодействия структурных подразделений, по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистическая).
15. Система управления организацией и ее основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития.
16. Школа научного управления
17. Классическая (административная) школа управления
18. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
19. Процессный, системный и ситуационный подходы
20. Многофакторные (синтетические) теории управления: теория «7 S». Теория «Z»
21. Функции менеджмента: понятие, место в системе категорий менеджмента, классификация
22. Содержание планирования как функции менеджмента. Виды и принципы планирования.
23. Стратегическое управление. Виды стратегий
24. SWOT (СВОТ)-анализ деятельности организации. PEST-анализ
25. Организация как функция менеджмента. Делегирование задач и полномочий
26. Мотивация как функция менеджмента
27. Содержательные теории мотивации (теория потребностей А.Маслоу, теория Д. Мак-Клелланда, «теория ERG» К. Алъдерфера, двухфакторная теория Ф. Герцберга)
28. Процессуальные теории мотивации (теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера)
29. Контроль как функция менеджмента: понятие, виды управленческого контроля, этапы процесса контроля, формы контроля
30. Организационно-распорядительные методы менеджмента
31. Экономические методы менеджмента
32. Социально-психологические методы менеджмента
33. Понятие коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации.
34. Процесс коммуникации
35. Коммуникационные сети
36. Коммуникационные стили
37. Понятие управленческого решения, его место в системе категорий менеджмента
38. Основные требования, предъявляемые к решению
39. Классификация управленческих решений
40. Рациональная организация процесса принятия решения
41. Методы принятия управленческих решений
42. Лидерство в управлении организацией. Отношение управления менеджера и лидера
43. Понятие власти. Формы власти
44. Источники власти
45. Понятие влияния. Способы влияния (эмоциональные и рассудочные)
46. Понятие авторитета. Источники авторитета. Разновидности псевдоавторитета
47. Стиль руководства: понятие и классификация
48. Управленческая решетка ГРИД Р. Блейка и Дж. Моутон
49. Сущность и содержание организационной структуры управления предприятием
50. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления
51. Линейная организационная структура
52. Функциональная организационная структура
53. Дивизиональная организационная структура
54. Проектная и матричная организационные структуры
55. Ситуационные факторы и элементы проектирования организации
56. Новые подходы в проектировании организаций. Эдхократическая организация. Многомерная организация. Предпринимательская организация. Организация, ориентированная на рынок. Партисипативная организация. Сетевые организационные структуры.
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный университет «МИТСО»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор Учреждения образования
Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный университет
«МИТСО»
___________С.Н. Князев
____ __________2015
Регистрационный №УД-_______/уч.
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности:
1-26 02 05 «Логистика»
2015г.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Основы менеджмента» для учреждений высшего образования, утвержденной 08.01.2011 г., регистрационный № ТД-Е-292/тип.
СОСТАВИТЕЛЬ:
Ю.В. Иванова, доцент кафедры экономики и менеджмент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой экономики и менеджмента
(протокол № 15 от 15.05.2015);
Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»
(протокол № 11 от 23.06.2015)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для организации изучения основных положений теории и практики менеджмента, принципов и подходов к управлению коммерческими организациями и поведением людей в их совместной деятельности в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. В курсе рассматривается понятийный аппарат, базовые положения теорий управления и основные инструменты управления функциями и организационными процессами, основы делового поведения и формирования организационной культуры.
Цель курса – изучение студентами теории и практики, способов и инструментов управления организацией, а также приобретение необходимых навыков по формированию системы управления организацией, управлению поведением людей в их совместной деятельности.
Задачиизучения курса:
- изучить функции, процессы и методы управления организацией;
- освоить базовые теории и методики менеджмента;
- сформировать навыки стратегического мышления;
- научить использовать базовые концепции, принципы и методы управления на практике;
- освоить интеллектуальную технику индивидуальной и групповой работы руководителя;
- приобрести практические навыки принятия управленческих решений;
- создать теоретико-методическую основу для последующего непрерывного самообучения в области управления.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- особенности управленческих отношений в хозяйственных системах;
- функции управления организацией и их основное содержание;
- содержание организационных процессов, организационной культуры и основы управления ими;
- технику индивидуальной и групповой работы менеджера, включая технику принятия управленческих решений;
уметь:
- использовать базовые концепции, принципы и методы управления;
- проектировать организационную структуру;
- применять методики управления организационными процессами на практике;
- использовать технику индивидуальной и групповой работы менеджера, включая технику принятия управленческих решений;
- оценивать эффективность управления.
владеть:
- навыками разработки целей организации, ее подразделений и комплекса мероприятий по достижению целей.
При изучении дисциплины «Основы менеджмента» должна быть обеспечена преемственность и тесная связь с такими учебными дисциплинами, как «Экономика организации», «Психология управления». В связи с этим дисциплина занимает важное место при подготовке специалистов.
В числе эффективных педагогических методик и технологийпреподавания дисциплины, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: технологии учебно-исследовательской деятельности; коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, «мозговой штурм», учебные дебаты и другие активные формы и методы); игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.
В качестве средства обучения используются презентационные материалы по изучаемым темам.
С учетом специфики специальности требования к организации самостоятельной работы студентов могут быть следующими: - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), ознакомление с нормативными документами; учебно - исследовательская работа и др.; - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом и др.
В соответствии с типовым учебным планом учебная программа рассчитана на 146 часов, в т.ч. 4 семестр для очной формы обучения 64 аудиторных часа, из них 32 часа лекций, 16 часов семинарских занятий, 16 часов СУРС, экзамен – 4 семестр;
4 семестр для заочной формы обучения 16 ауд. часов, из них 12 часов лекций, 4 часа семинарских занятий, экзамен – 4 семестр;
5 семестр для заочной сокращенной формы обучения 8 ауд. часов, из них 6 часов лекций, 2 часа семинарских занятий, экзамен – 5 семестр.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Введение
Цели и задачи курса. Менеджмент как наука и практика управления. Роль менеджмента в организации. Развитие производительных сил и управления. Традиционное управление. Управление промышленной стадии. Управление постиндустриальной стадии. Особенности управления в информационном обществе.