Внутриорганизационные процессы
Тема 2.1 Власть и руководство
Понятие «стиль руководства», «власть», и «лидерство», их взаимосвязь. Формы управленческого воздействия. Факторы, влияющие на выбор стиля руководства. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Их особенности, преимущества и недостатки. Управленческая сетка (управленческая решетка ГРИД) Р.Блейка и Дж. С.Моутон, классификация стилей в ней, ее сущность и назначение. Формирование эффективного стиля руководства.
Практическое занятие № 2
Изучение особенностей авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Выбор стиля руководства дляконкретной организации.
Методические рекомендации
Изучение темы начинают с понятий «стиль руководства», «власть», «лидерство», далее рассматривают формы управленческого воздействия. Далее необходимо рассмотреть сущность каждого стиля руководства:демократического, авторитарного, либерального. Рассмотреть стили по управленческой сетке (управленческая решетка, ГРИД) Р. Блейка и Дж. С. Моутон, ее сущность и назначение.
Изучение теоретической части заканчивается выполнением практической работы. Учащимся необходимо определить стиль управления по системе ГРИД.
Различают: авторитарный, демократический, либеральный стили управления Краткая характеристика «одномерных» стилей управления, предложенная отечественным исследователем Э. Старобиским, дана в таблице 3.
Таблица 3- Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Либеральный стиль |
Прием принятия решения | Единолично решает все вопросы | Принимая решения, советуется с коллективом | Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных |
Приемы принятия решений | Берет на себя или перекладывает на конкретного исполнителя | Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями | Снимает с себя ответственность |
Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Использует в интересах дела | Отдает инициативу в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров | Берет квалифицированных работников | Подбирает деловых, грамотных работников | Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостатку собственных знаний | Все знает и умеет гипертрофированное самосознание | Постоянно повышает квалификацию | Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения | Жестко формальный | Дружески настроен | Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными | Диктуется настроением | Ровная манера поведения | Мягок покладист |
Авторитарным руководителемсчитают такого работника, который непреклонно, при всех обстоятельствах настаивает на выполнении своих решений и приказов, действует вопреки мнениям и взглядам социальной среды своего коллектива и особенно вопреки мнению своих подчиненных. Такой руководитель не ожидает никакой помощи в своей работе от сотрудников и решает все по принципу «сверху», таким образом, он придерживается иерархии функций и строгого соблюдения организационного процесса.
Демократический руководительв максимальной мере соединяет свою деятельность с работой коллектива, советуется с ними, предоставляет своим сотрудникам достаточную возможность реализации их собственных взглядов и инициативы, прислушивается к мнению других, особенно своих подчиненных, исходит скорее от сотрудничества и добровольного подчинения, чем из атрибутов власти.
Стиль руководства либеральногоначальника не эффективен в тех случаях, когда необходимо вмешательство, критика, давление, вынесение взыскания за нежелательные в общественном отношении действия членов руководимого коллектива. В таких случаях либеральный руководитель, как правило, избегает делать выводы, причем иногда старается только уклониться от несения ответственности за свое возможное вмешательство, но также передать такие решения вышестоящим руководящим работникам. Либеральный руководитель в своей деятельности оказывает предпочтение нуждам и интересам работников, ему подчиненных, чем нуждам и интересам организации. Он иногда отличается чрезмерной терпимостью по отношению к недостаткам своих подчиненных.
Различают следующие виды поведения:
Директивное поведение (ДП) или поведение, ориентированное на постановку задачи
Руководитель дает конкретные инструкции:
КТО
ЧТО
ГДЕ
КОГДА
КАК
Должен сделать
Поддерживающее поведение (ПП) или поведение, ориентированное на поддержание взаимоотношений
Руководитель:
СЛУШАЕТ
ОБОДРЯЕТ
ВЫРАЖАЕТ ПОДДЕРЖКУ
СПРАШИВАЕТ
- СЛУШАЕТ
- ОБОДРЯЕТ
- ВЫРАЖАЕТ ПОДДЕРЖКУ
S1 ИНСТРУКТИРУЮЩИЙ СТИЛЬ
МНОГО ДИРЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МАЛО ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Руководитель дает конкретные и подробные инструкции
S2 УБЕЖДАЮЩИЙ СТИЛЬ
МНОГО ДИРЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МНОГО ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Руководитель озвучивает и подробно объясняет свои решения, вовлекает подчиненного в их обсуждение, ободряет и поддерживает.
S3 ПООЩРЯЮЩИЙ СТИЛЬ
МАЛО ДИРЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МНОГО ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Руководитель, задает вопросы, слушает, ободряет и поддерживает.
S4 ДЕЛЕГИРУЮЩИЙ СТИЛЬ
МАЛО ДИРЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МАЛО ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Руководитель в общем виде обрисовывает задачу и передает подчиненному ответственность за принятие и исполнение решений.
Способность - Это наличие у сотрудника:
¢ ЗНАНИЙ
¢ ОПЫТА
¢ НАВЫКОВ