Среда организации и внутриорганизационные процессы

Любая орг-ция находится и функц-ует в среде.

Внутр среда орг-ции явл источником ее жизн силы. Она закл-ет в себе тот потенциал, кот дает возможность орг-ции функ-вать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутр среда может также быть и источником проблем и даже гибели орг-ции в том случае, если она не обеспечивает необходимого функц-ния орг-ции.

Внеш среда явл источником, питающим орг-цию рес-ми, необходимыми для поддержания ее внутр потенциала на должном ур-не. Орг-ция находится в состоянии постоянного обмена с внеш средой, обеспечивая тем самым себе ист-к выживания. Внеш среда орг-ции делится на среду прямого и косв воздействия.

Среда прямого воздействия вкл-т факторы, непосредственно влияющие на дея-ть орг-ции:

1. Поставщики. Поставщиками капитала в основном явл банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела в данной орг-ции, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков кап-ла.

2. Трудовые ресурсы. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные з-ны. Гос органы обеспечивают принудит-ое выполнение з-нов в сфере своей компетенции.

3. Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, т.е. они опред-ют направления и возможности роста орг-ции.

4. Конкуренты. Руководство орг-ции должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косв воздействия состоит из факторов, кот не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность орг-ции: состояние эк-ки страны, социокульт ф-ры, полит ф-ры (стабильность пол с-мы), отнош-я с местным населением. Поведение орг-ции может рассм-ся как ее внутр среда.

Внутр проц-сы вкл-т в себя 3 осн подпроц-са: координация, принятие решений и коммун-ции.

Корд-ция вкл-ет в себя 2 типа процедур: непосредственное рук-во действиями в виде распоряжен-й, приказов, корд-ция действий посредвом создания системы норм и правил, касающихся деят-ти орг-ции. В кажд орг-ции рук-ль формир-ет систему коммун-й.

Коммун-ции формир-ют систему взаимоотнош-й сотруд-в Ком-ции повышают саморегуляцию пр-ва, гибкость, качеств сост-ние орг-ции.

Принятие решений Рук-ли тратят значит часть времени на принятие упр решений. Рук-ль при принятии реш-й должен думать не о самом реш-нии, а о последствиях данного реш-я. УР регулир-ют связи м/у сотрудниками, опред-ют роль каждого сотр-ка. При принятии реш-й всегда важно учитывать внеш и внутр сост-е орг-ции, степень риска, законность действий и др. Эффективно работающий руководитель должен понимать взаимозависимость решений и выбирать альтернативы, которые вносят наибольший вклад в дело достижения общей цели организации.

Перейти к списку вопросов.

Коммуникативные системы организации

Коммуникации в организационном контексте включают взаимодей­ствие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи све­дений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация — это процесс, с помощью которого руководители раз­вивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необ­ходимую информацию на всех уровнях управления.

Значение коммуникаций

1. руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно данным многих экспертов, на это уходит 75—95% времени руководителей. Поэтому они должны быть заинтересованы в улучше­нии данного вида деятельности;

2. коммуникации необходимы для эффективности управления;

3. коммуникации необходимы для утверждения авторитета и вы­ражения воли руководителя;

4. хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах дея­тельности.

Принято различать четыре основные функции коммуникативно­сти в группе или организации в целом: контроль, мотивация, эмо­циональное выражение и передача информации. С помощью ком­муникативности осуществляется контроль поведения членов груп­пы. В организациях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работни­ка, например, просят привести свои действия в соответствие со стра­тегией компании, коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работ­ников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу, и т. д.

Средства коммуникации:

1. вербальные (речь, меньше всего теряется смысл)

2. невербальные ( поза, жесты, мимика, походка, взгляд, паузы, темп и тембр голоса, пространственное асположение)

Виды коммуникаций:

1. по субъекту и средствам (межличностные=прямая к-я и с помощью технич средств=массовая к-я, документальная, с помощью телефона, факса, интернета)

2. по форме общения(верб/неверб)

3. по каналам общения (формальная/неформальная=исполняет функцию развития соц отношений, обмена личной информацией, оч высокая скорость, но очень искажается)

4. по пространственному расположению каналов (вертикальная,горизонтальная=среди членов одной группы,обеспечивает координацию текущих задач, загружена!, диагональная)

5. по напрвлению (нисходящая=начальник-подчиненный:приказы, указания, инструкции, мотивирование и оценка сотрудников, информация о целях, правилах орг-и. Восходящая: отчеты, предложения, рекомендации, жалобы.)

Менеджер должен фильровать инф-ю, кот-я идет сверху. Поднимаясь наверх инф-я фильтруется и приобретает обобщенный вид.

На систему коомуникаций в орг-и значительно влияеи стиль упр-я: демократический( неформальная, многоканальная система к-и, поощряется обмен инф-ей по всем направлениям), авторитарный (четкая цепь команд, поощряется преимущественно нисходящие сообщения).а также система управления: гос упр (правовая инф-я), менеджмент ( инф-я о фин-хоз д-ти)

Барьеры эффект общения: неполнота воспринимаемой инф-и, плохая структурированность сообщения, погрешности памяти(повтор), отсутствие обр связи, инф перегрузка руководителя.

Формула Лассуэла: кто=)что=)кому=)как=)результат+ условия коммуникации

Эффективно организованное орг общение обеспечивает сотрудников точной и адекватной инф-ей

???????

Модели коммуникации

Коммуникация в организациях - это сложный и динамичный про­цесс. Он может рассматриваться как действие, как взаимодействие и как собственно процесс. В зависимости от этого и различаются моде­ли коммуникации.

Коммуникация как действие.В этой модели источник коммуникации разрабатывает послание, со­стоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя ин­формации, который их расшифровывает ил и интерпретирует.

Коммуникация как взаимодействие. Введение элемента обратной связи ознаменовало переход ко второму типу модели - коммуника­ции как взаимодействия (рис. 13.3). Данная модель неоднократно кри­тиковалась за неточность. Более поздние модели были разработаны таким образом, чтобы отражать весь процесс и динамику коммуника­ций между людьми.

Коммуникация как процесс. Современные модели коммуникации являются более полными, поскольку отражают коммуникацию как про­цесс. Наиболее важное отличие состоит в том, что процесс коммуникации больше не рассматривается как линейный или цирку­лярный. Сутью модели коммуникации как процесса является то, что человек одновременно и постоянно выступает в ней в роли и источни­ка, и получателя информации.

Перейти к списку вопросов.

Наши рекомендации