Тема 7. Коммуникации и эффективность управления
Понятие и значение коммуникаций в современной организации. Типология коммуникаций. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Коммуникационные сети, стили.
Вербальные и невербальные коммуникации. Межличностные коммуникации: преграды и пути их преодоления.
Классификация причин неэффективных коммуникаций. Способы повышения эффективности коммуникаций.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие коммуникаций в менеджменте, какова их роль?
2. Перечислите основных участников коммуникационного процесса.
3. Что понимают под «фильтрами» в процессе получения информации из внешней среды?
4. Назовите основные виды коммуникаций.
5. По каким «каналам» может быть получена или передана информация в организации?
Тема 8. Разработка и принятие управленческих решений
Понятие управленческих решений, его роль и значение в системе менеджмента. Классификация решений; требования, предъявляемые к ним.
Этапы разработки и реализации решений. Методы экономической оптимизации и оценка эффективности управленческих решений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные требования, предъявляемые к управленческим решениям.
2. Назовите основные виды управленческих решений.
3. Какие факторы оказывают влияние на принятие решений.
4. Охарактеризуйте этапы процесса принятия решения.
5. Какие эвристические методы принятия коллективных решений вы знаете?
6. Необходимо ли учитывать фактор риска при принятии решений?
Тема 9. Групповая динамика. Управление конфликтами и стрессами
Понятие групповой динамики. Характеристики групповой динамики. Понятие группы и команды. Оптимальный состав группы. Классификация межличностных ролей. Факторы, определяющие групповую динамику. Социальный и личный статус.
Управление конфликтами и стрессами. Причины конфликта, классификация конфликтов. Типы поведения в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит отличие между группой и командой?
2. Дайте определение групповой динамики.
3. Какие факторы влияют на групповую динамику?
4. Назовите стадии развития группы.
5. Охарактеризуйте групповые роли по классификации М.Белбина
6. Назовите основные причины конфликтов.
7. Охарактеризуйте существующие модели конфликтов.
8. Какие уровни конфликтов в организации Вы знаете?
9. Каким образом можно управлять стрессом?
10. В чем состоит отличие между структурными и межличностными методами управления конфликтной ситуацией?
Тема 10. Лидерство и руководство в менеджменте
Руководство: власть и личное влияние. Стили менеджмента, их разновидности. Управление человеком и управление группой.
Ситуационные модели руководства. Лидерство: стили и их эффективность.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные формы власти.
2. Дайте краткую характеристику личностной теории лидерства, поведенческого подхода и ситуационного.
3. Охарактеризуйте руководителя по теории «Х» и «У» МакГрегора.
4. Дайте описание 5 стилей руководства по решетке Блейка и Моутона.
5. Опишите ситуационную модель Фидлера.
6. Дайте определение подходу “путь - цель” Митчела и Хауса.
7. Опишите модель принятия решений Врума-Йеттона
8. В чем заключается суть теории жизненного цикла (Поль Херси и Кен Бланшар).
Тема 11. Эффективность менеджмента.
Управление организационными изменениями. Преодоление сопротивления персонала организации изменениям. Понятие организационной культуры, характеристика основных ее элементов.
Общие вопросы управления персоналом современной организации. Сущность, критерии и показатели эффективности управления.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему возникает сопротивление у персонала любым изменениям, происходящим в организации?
2. Какие условия должны быть созданы руководителем, чтобы уменьшить степень влияния персонала на процесс реализации организационных изменений?
3. Что понимается под определением «организационное развитие»? Каковы условия успешного организационного развития?
4. Что включает в себя процесс управления трудовыми ресурсами?
5. Назовите основные методы сбора информации о работнике.
6. Перечислите способы совершенствования труда работников организации.
7. Какие критерии эффективности труда менеджера вы знаете?
Задания контрольной работы
Варианты заданий к контрольной работе
Самостоятельная работа студентов включает:
- изучение материала дисциплины по конспекту лекций, учебникам и учебным пособиям, методическим разработкам;
- самостоятельное изучение документов предприятий;
- написание контрольной работы (для заочной формы обучения).
В процессе изучения дисциплины студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам номера зачетной книжки: предпоследняя цифра указана по вертикали, последняя – по горизонтали. Варианты приведены ниже в таблице.
Варианты контрольной работы
Предпоследняя цифра шифра | Последняя цифра шифра | |||||||||
0 или 1 | 1, 26 | 6, 31 | 11, 36 | 16, 41 | 21, 46 | 26, 52 | 5, 48 | 10, 43 | 15, 36 | 20, 51 |
2 или 3 | 2, 27 | 7, 32 | 12, 37 | 17,42 | 22, 47 | 1, 52 | 6, 47 | 11, 42 | 16, 35 | 21, 42 |
4 или 5 | 3, 28 | 8, 33 | 13, 38 | 18,43 | 23, 48 | 2, 51 | 7, 46 | 12, 41 | 17, 34 | 22, 43 |
6 или 7 | 4, 29 | 9, 34 | 14, 39 | 19,44 | 24, 49 | 3, 50 | 8, 45 | 13, 40 | 18, 33 | 23, 44 |
8 или 9 | 5, 30 | 10, 35 | 15, 40 | 20,45 | 25, 50 | 4, 49 | 9, 44 | 14, 37 | 19, 31 | 24, 45 |