Перечень вопросов для контрольной работы

1. Менеджмент как процесс и сфера деятельности. Управление и менеджмент.

2. Миссия организации (понятие, определение, примеры).

3. Особенности менеджмента фирм США, Японии, России.

4. Основные этапы становления и развития теории управления.

5. Становление и развитие классической (административной) школы управления.

6. Становление и развитие школы человеческих отношений и поведенческих наук.

7. Становление и развитие школы науки управления (количественный, процессный, системный и ситуационный подходы).

8. Истории развития менеджмента. Управленческие идеи в России. Современные принципы менеджмента.

9. Организация как объект управления. Понятие организации.

10. Руководитель в системе менеджмента (функции, имидж руководителя).

11. Формальная и неформальная структуры и их роль в системе менеджмента.

12. Внутренняя среда организации. Характеристика основных внутренних переменных.

13. Организационная культура как составляющая внутренней среды организации.

14. Факторы внешней среды организации и их влияние на управление.

15. Типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой.

16. Типы организационных структур по взаимодействию подразделений.

17. Типы организационных структур по взаимодействию с человеком.

18. Преимущества и недостатки эдхократических, партисипативных, предпринимательских и ориентированных на рынок организаций

19. Проектирование систем управления и их эффективность.

20. Руководитель в системе менеджмента (функции, имидж руководителя)

21. Функции и уровни управления транспортным производством.

22. Взаимосвязь функций менеджмента (процессный, системный и ситуационный подходы).

23. Планирование как функция менеджмента.

24. Организация как функция менеджмента.

25. Мотивация как функция менеджмента.

26. Контроль и координация как функции менеджмента.

27. Экономические методы менеджмента.

28. Административные (организационно-распорядительные) методы менеджмента.

29. Социально-психологические методы менеджмента.

30. Методы экономической оптимизации управленческих решений.

31. Понятие мотивации. Общая характеристика содержательных теорий мотивации.

32. Общая характеристика процессуальных теорий мотивации.

33. Понятие связующих процессов в менеджменте.

34. Роль делегирования полномочий в менеджменте.

35. Коммуникации в управлении.

36. Способы повышения эффективности коммуникаций.

37. Информация, ее измерение и классификация.

38. Управление конфликтами.

39. Коммуникации: виды и модели коммуникационных процессов.

40. Принятие решений: этапы, классификация, ценностные ориентации.

41. Коллективные методы принятия решений

42. Стрессы и их роль в менеджменте. Классификация и управление стрессами.

43. Бизнес-планирование и его роль в рыночной экономике.

44. Основные теории лидерства.

45. Руководство и лидерство.

46. Власть и руководство. Стили руководства.

47. Понятие групповой динамики.

48. Менеджмент и организационное развитие.

49. Управление организационными изменениями.

50. Преодоление сопротивления персонала организации изменениям.

51. Управление персоналом современной организации.

52. Система управления персоналом организации (отечественный и зарубежный опыт).

В контрольной работе студенты заочной формы обучения помимо ответов на теоретические вопросы должны выполнить следующие задания, состоящие в заполнении ниже приведенных таблиц. Заполненные таблицы выполняются всеми студентами независимо от варианта и должны быть размещены в контрольной работе после раскрытия теоретических вопросов.

Таблица 1. Вклад различных школ и подходов в современную науку менеджмента

Направление, авторы Период Положения, концеп­ции (осн. смысл) Основной вклад в развитие современного менеджмента
1. Научный ме­неджмент, Ф.У. Тейлор, Гилбреты, Гантт, М.Вебер 1900-1920гг    
2. Классическая административ­ная школа, А.Файоль. А.Черч, Г.Эмерсон. 1920-1950 гг.    
3. Школа чело­веческих отно­шений и пове­денческие науки (бихевиористический подход), М.Фоллетт, Э.Мэйо, А. Маслоу, Д.Макгрегор, Ф. Герцберг. 1930-1950гг.- н/в    
4. Количествен­ный подход (наука управления), Н.Винер, М.Кендэл, Г.Харман, Р.Акофф, Черчмен, А.Канторович, Я.Цыпкин, Е.Вентцель 1950гг.- н/в      
5. Системный и ситуационный подходы П. Друкер, Т. Петере, Г. Минцберг, М. Мескон, Г. Попов, Л. Абалкин, П. Буннч, С. Шаталин, В. Леонтьев 1970гг.- н/в      


Таблица 2. Особенности американской и японской систем

менеджмента

Характеристики менеджмента Особенности менеджмента
Япония США
Постановка целей и планирование    
Организация управления    
Состав менеджеров    
Наем на работу    
Разделение труда    
Формы ответственности    
Заинтересованность    
Формы стимулирования    
Повышение квалификации и переподготовка    
Принятие решений    
Контроль    
Выполнение контрактов    
Разрешение конфликтов    

Таблица 3. Организационные структуры управления фирмы

Организационная структура Особенности Преимущества Недостатки
1. Линейно-функциональная структура      
2. Дивизиональная структура        
3. Матричная структура        

6. Перечень вопросов к зачету для студентов очного и заочного отделения

Очное отделение:

1. Менеджмент как процесс и сфера деятельности. Управление и менеджмент.

2. Объект и субъект управления. Уровни управления.

3. Принципы менеджмента.

4. Организация как объект управления. Понятие организации.

5. Признаки организации. Жизненный цикл организации.

6. Понятие формальной и неформальной организации. Формы разделения труда.

7. Внутренняя среда организации. Характеристика основных внутренних переменных.

8. Внешняя среда организации.

9. Характеристика основных типов организационных структур.

10. Планирование как функция менеджмента.

11. Организация как функция менеджмента.

12. Мотивация как функция менеджмента.

13. Контроль и координация как функции менеджмента.

14. Контроллинг: структура, содержание, функции и внедрение.

15. Экономические методы менеджмента.

16. Административные (организационно-распорядительные) методы менеджмента.

17. Социально-психологические методы менеджмента.

18. Понятие мотивации. Общая характеристика содержательных теорий мотивации.

19. Общая характеристика процессуальных теорий мотивации.

20. Коммуникации в управлении. Способы повышения эффективности коммуникаций.

21. Управление конфликтами.

22. Принятие решений: этапы, классификация, ценностные ориентации.

23. Принятие решений: методы решения проблем.

24. Основные теории лидерства.

25. Руководство и лидерство.

26. Власть и руководство. Стили руководства.

Заочное отделение:

1. Сущность дисциплины менеджмент.

2. Основные особенности управленческого труда.

3. Внутренняя и внешняя среда организации.

4. Структура управленческого цикла.

5. Виды оргструктур менеджмента.

6. Сущность функции планирования, основные этапы и задачи.

7. Процесс целеполагания, виды целей организации, критерии для определения целей.

8. Сущность коммуникативного общения.

9. Основные правила уменьшения барьера общения.

10. Система планов развития организации.

11. Сущность функции организации, основные задачи.

12. Сущность мотивации. Основные теории мотивации.

13. Сравнение содержательных теорий мотивации.

14. Основная цель функции контроля, принципы его эффективности.

15. Принципы принятия решений.

16. Классификация управленческих решений.

17. Классификация методов менеджмента.

18. Этапы и процедуры процесса принятия решений.

19. Лидерство в оpганизaции.

20. Формирование эффективных рабочих групп.

21. Сущность оргкультуры предприятия.

Наши рекомендации