Структура кадров организации
Штатный состав сотрудников можно условно разделить на несколько категорий:
· руководящий состав;
· специалисты, которые работают на предприятии;
· служащие компании;
· основные сотрудники и вспомогательные специалисты.
В организациях, работающих в сфере производства, эти специалисты формируют промышленно-производственный персонал. Каждая категория в своем составе содержит ряд профессий, которые объединяются в группы специальностей. Последние также можно разделить на квалификации.
Работники в организации могут быть временными. Их принимают на определенный срок, в отличие от других сотрудников. После того, как срок договора заканчивается, они могут договориться о его продлении. Сезонных нанимают сроком до полугода. Постоянные сотрудники фирмы принимаются на работу бессрочно.
Отдел кадров выполняет на предприятии важную и ответственную работу.
Именно поэтому кадровая политика должна тщательно разрабатываться. Ее основной целью становится формирование трудоспособного коллектива в организации.
15.механистические организационные структуры:характеристика,преимущества и недостатки. Механистические организационные структуры управления часто еще называют иерархическими или бюрократическими. Бюрократия впервые целостно была описана известным ученым Максом Вебером, который отметил ее особенности, среди них:
- иерархическую командную цепочку,
специализацию должностных обязанностей,
- единую политику в области прав и обязанностей,
стандартизированные операции на каждом участке работы,
- карьеру, основанную на профессиональной компетенции,
безличностные взаимоотношения.
Также часто добавляется следующая особенность: координация деятельности осуществляется на высших уровнях организации
Механистические ОСУ в организациях - это организационные структуры управления, сформированные по принципам прямых связей, иерархического размещения органов управления и подразделений, ориентации на внутреннее совершенствование организаций. Механистические организационные структуры проявляются в трех основных видах: линейно-функциональная ОСУ, линейно-штабная ОСУ, дивизиональная ОСУ.Можно выделить их особенности и проявление в организациях Механистический тип управления организацией характеризуется набором следующих характеристик:
· консервативная, негибкая структура;
· чётко определённые, стандартизированные и устойчивые задачи;
· сопротивление изменениям;
· власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации;
· иерархическая система контроля;
· командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;
· содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.
Главными недостатками механистической структуры можно назвать:
· Жесткая механическая структура в нестабильном окружении не позволяет организации адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
· Данная структура наиболее адекватна стабильным внешним условиям, но проблема состоит в том, что устойчивая среда сегодня является скорее исключением.
Однако нельзя отрицать, что она эффективно функционирует, когда есть:
· Множество правил и процедур для служащих,
· централизованное принятие решений и
· высокая степень разделения труда обеспечивают эффективность механистической структуре компании, соответствующей избранной технологии.
16.адаптивные структуры характеристика преимущества и недостаткиАдаптивная организационная структура — гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.
Выделяются следующие типы адаптивных организационных структур:
• проектная — временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается;
• матричная — функционально-временно-целевая структура. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.