Средства обеспечения освоения учебного модуля
Общий подход к реализации всего программного комплекса предполагает широкое использование активных методических форм преподавания изучаемого материала.
Необходимо также обратить внимание на сочетание различных форм и методов обучения, включая лекционную форму подачи наиболее фундаментальных положений, изложение доступного материала в виде непрерывного диалога, проведение деловых игр, моделирующих конкретные экономические ситуации, практикумов, закрепляющих полученные теоретические знания посредством конкретных расчетов и принятия решений, проведение конкурсов среди учащихся по мере прохождения крупных разделов.
При изучении курса рекомендуется широко использовать наглядные пособия (плакаты, модели и т.п.).
Формы проведения учебных занятий:
• Практикумы (теоретические и практические задания по актуальным экономическим проблемам, активизация словарного запаса учащихся и формирование навыков оформления деловой документации).
• Тренинговые упражнения (задание-размышление, развитие навыков понимания экономической природы окружающих человека вещей, конструктивного формулирования вопросов).
• Тестовые задания (многоуровневое тестирование).
• Решение математических задач с экономическим содержанием (развитие логического мышления).
Педагогические функции преподавания дисциплины реализуются через совокупность педагогических приемов. В качестве основных можно выделить следующие:
Дидактические (способность к передаче знаний в краткой и интересной форме, т. е. умение делать учебный материал доступным для учащихся, опираясь на взаимосвязь теории и практики, учебного материала и реальной экономической действительности).
Рефлексивно-гностические (способность понимать учащихся, базирующаяся на интересе к ним и личной наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка).
Интерактивно-коммуникативные (педагогически волевое влияние на учащихся, требовательность, педагогический такт, организаторские способности, необходимые как для обеспечения работы самого преподавателя, так и для создания хорошего психологического климата в учебной группе).
Речевые (содержательность, яркость, образность и убедительность речи преподавателя; способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и жестов).
3 Методические рекомендации студентам по освоению учебной дисциплины (модуля)
Поскольку обучение по дисциплине (модулю) «Экономика и управление» подразумевает как пассивную (прослушивание лекций), так и активную (подготовка к практическим занятиям, и активная работа на них) формы деятельности, то успех в овладении материалом во многом обусловлен правильным подходом к его получению, дополнению и систематизации.
Обучение происходит в несколько этапов:
- на лекции студент получает рамочную конструкцию материала, основные теоретические сведения;
- в ходе внеаудиторной самостоятельной работы студент дополняет и углубляет лекционный материал;
- на практических занятиях происходит закрепление теоретического материала, отработка умений его применять в решении практических задач;
- аудиторные СРС предусматривают индивидуальную работу студентов или работу в малых группах по формированию практической компетентности, а также демонстрации накопленных умений.
Рекомендации по работе с печатным текстом
(книга, учебник, учебное пособие, научно-популярная статья, научная публикация)
Успешность усвоения знаний во многом зависит от умения работать с печатным текстом.
Первый этап, являющийся самым важным, - чтение текста
Оно осуществляется в несколько приемов:
- первое чтение - ознакомительное;
- второе чтение - углубленное, с выделением главных мыслей, положений;
- третье чтение - повторное, применяемое, как правило, при выполнении определенных заданий, связанных с данным текстом.
Второй этап - работа с прочитанным текстом
Выделяют следующие виды и формы заданий по прочитанному тексту:
1. Составление плана прочитанного текста.
Различают различные виды планов:
а) по структуре:
- простой план - включает название основных частей текста;
- сложный план - включает кроме названий основных частей еще и смысловые компоненты.
б) по форме:
- назывной план – содержит названия отдельных частей и разделов;
- цитатный план – складывается из разных цитат, наиболее точно отражающих смысл и содержание отдельных блоков текста;
- тезисный план - сжатая формулировка основных положений текста.
2. Конспектирование –выделение основных вопросов (в соответствии с планом) и сокращенная их формулировка в последовательности, отраженной в тексте.
3. Подготовка ответов на вопросы,выполнение заданий различной степени сложности, использование теоретических положений, изложенных в тексте для поиска ответов на вопросы учебника, преподавателя или решения заданий и упражнений практического характера.
4. Самостоятельная постановка вопросов к тексту –выделение наиболее значимых мыслей и положений текста и переформулировка их в виде вопросов.
5. Составление кроссвордов -зашифровка отдельных понятий, названий, имен и т.д. в виде кратких определений или вопросов с последующим распределением их в определенную графическую структуру (по желанию составителя).
6. Работа с таблицами и схемами:
а) заполнение таблицы – внесение ответов в свободные графы заранее подготовленной преподавателем формы таблицы с перечнем вопросов или критериев систем
б) составление таблицы (схемы) – выделение в тексте вопросов и критериев систематизирующего характера и включение их в самостоятельно разработанную графическую структуру в форме таблицы (с графами) или схемы (со стрелками).
Планы практических занятий по УМ
УЭМ 1 «Экономика»