Тема 2.1. Теоретические основы менеджмента
Содержание и соотношение понятий: «менеджмент» и «управление». Значение менеджмента. Методология менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Основные категории менеджмента. Взаимосвязь менеджмента с другими науками.
Тема 2.2. Эволюция менеджмента как научной дисциплины
Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Этапы и школы в развитии менеджмента. Подходы к управлению: процессный, системный, ситуационный, комплексный. Современные тенденции развития менеджмента.
Тема 2.3. Организация как основной объект менеджмента
Понятие, элементы, характеристики и виды организаций. Место и содержание процесса управления в организации. Объекты и субъекты управления в организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Адаптация организации к условиям внешней среды.
Тема 2.4. Сущность и классификация функций менеджмента
Содержание понятия: «функция менеджмента». Значение выделения функций для теории и практики менеджмента. Классификация функций менеджмента.
Тема 2.5. Планирование в системе менеджмента
Содержание, цели и задачи планирования. Виды внутрифирменного планирования. Принципы и процесс планирования в организации.
Тема 2.6. Организация как функция менеджмента
Содержание функции «организация». Этапы функции организации. Принципы осуществления функции организации. Построение организационных структур и делегирование полномочий как важные составные части функции организации. Понятие, элементы, характеристики и значение организационной структуры управления. Принципы и этапы построения организационных структур. Типы (виды) структур управления и условия их эффективного использования. Делегирование в структурах системы менеджмента: содержание и роль в обеспечении взаимодействия. Виды организационных полномочий. Факторы успешного делегирования.
Тема 2.7. Мотивация деятельности в менеджменте
Мотивация как функция менеджмента. Общая характеристика мотивации и процесса мотивации. Понятия, связанные с мотивацией. Содержание и значение теорий мотивации, их сравнительная характеристика. Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента. Принципы мотивации.
Тема 2.8. Координация и контроль в системе менеджмента
Координация как функция менеджмента. Основные способы (механизмы) координации. Контроль как функция менеджмента. Виды и формы контроля и регулирования. Структура контроля. Организация эффективного контроля.
Тема 2.9. Методы менеджмента
Понятие, значение и классификация методов менеджмента. Сравнительная характеристика методов управленческого воздействия.
Тема 2.10. Коммуникации в системе менеджмента
Коммуникации как связующий процесс в менеджменте. Понятие, значение и классификация коммуникаций. Цели коммуникации. Элементы и этапы процесса коммуникации. Типы результатов (эффект) коммуникации. Коммуникационные барьеры и их преодоление.
Тема 2.11. Управленческие решения в менеджменте
Понятие, классификация и значение управленческих решений в менеджменте. Требования к управленческим решениям. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Этапы процесса разработки и осуществления управленческого решения. Оценка предлагаемых вариантов управленческих решений. Разработка и обоснование предложений по совершенствованию вариантов управленческих решений с учётом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
Тема 2.12. Персонал управления
Роль человека и руководителя в менеджменте. Сущность, содержание и особенности труда руководителя. Менеджер как профессиональный управляющий. Задачи и функции менеджера. Требования к менеджеру.
Тема 2.13. Власть и влияние руководителя. Социальное партнёрство в организации
Властные отношения в системе менеджмента: сущность и роль в управлении. Формы власти. Проблема интеграции власти и партнёрства в современном менеджменте.
Тема 2.14. Эффективность и качество менеджмента
Понятие эффективности, результативности, производительности и качества в менеджменте. Подходы к оценке и показатели эффективности менеджмента. Факторы и пути роста эффективности менеджмента в современных условиях.