Опыт менеджмента за рубежом. Возможности и пути его использования в России
Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике. Сравним две, наиболее признанные, модели менеджмента:
Японская модель менеджмента | Американская модель менеджмента |
1.Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия 2.Коллективная ответственность 3.Нестандартная, гибкая структура 4.Неформальная организация контроля 5.Коллективный контроль 6.Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост 7.Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль 8.Ориентация управления на группу 9.Оценка управления по достижении гармонии в коллективе и по коллективному результату 10.Личные неформальные отношения с подчиненными 11.Продвижение по службе по старшинству и стажу работы 12.Подготовка руководителей универсального типа 13.Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т. д. 14.Долгосрочная занятость руководителя в фирме | 1.Индивидуальный характер принятия решений 2.Индивидуальная ответственность 3.Строго формализованная структура управления 4.Четко формализованная процедура контроля 5.Индивидуальный контроль руководителя 6.Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе 7.Главное качество руководителя - профессионализм и инициатива 8.Ориентация управления на отдельную личность 9.Оценка управления по индивидуальному результату 10.Формальные отношения с подчиненными 11.Деловая карьера обусловливается личными результатами 12.Подготовка узкоспециализированных руководителей 13.Оплата труда по индивидуальным достижениям 14.Найм на работу на короткий период |
Специфика менеджмента в России
Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий.
В настоящее время в России функционируют следующие предприятия: государственные, не подлежащие приватизации; приватизированные с участием либо без участия государства; частные (вновь созданные). Имеются некоторые особенности в организации и управлении такими предприятиями.
Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности — государством.
И, кроме того, это ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.
В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов.
Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении; формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению собственных доходов и расходов.
Значительные возможности для российского менеджмента имеются в сфере территориальной рационализации производства и сбыта. Различные предприятия, расположенные в одном регионе, объединяют возможности для совместного решения проблем технического перевооружения и наращивания производства, реализации территориальных социальных программ.
Таким образом, перспективы развития российского менеджмента определяются развитием рыночных отношений в стране.
Но для того чтобы начать решать проблемы менеджмента в России, необходимо их четко выявить и определить.
За годы становления в современной России накопилось множество проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленным.
Цели и задачи менеджмента
Конечная цель менеджмента - обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках.