Основные положения и порядок выбора победителей

Наряду с оценкой соответствия (сертификация, декларирование, ка-тегорирование и т. д.) в России и за рубежом организуются и проводят­ся конкурсы. По результатам конкурса определяется лучшее предприятие (организация) в области качества. Как одна из форм оценки соответствия премия присуждается на основе проверки деятельности предприятия в области качества на соответствие установленным критериям. В результа­те рейтингования устанавливается лучшее предприятие в области качест­ва среди всех заявивших и прошедших оценку соответствия. Победителю вручается премия.

Наиболее популярными в России являются конкурсы на «Премию Правительства РФ по качеству» и конкурс «Сто лучших товаров (услуг)».

В 1996 г. Россия присоединилась к числу стран, использующих на­циональные премии для стимулирования повышения качества и конкурен­тоспособности продукции (услуг) и поощрения организаций, внедряющих самые современные и эффективные методы управления качеством.

Премии в области качества, учрежденные постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 423, присуж­даются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обес­печения их безопасности и за внедрение высокоэффективных методов управления качеством.

Возглавляет работу по присуждению премий специальный совет, ор­ганизационно-техническое обеспечение деятельности которого возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Совет формируется из числа руководителей феде­ральных органов исполнительной власти, ведущих ученых и специалистов в области управления качеством, а также представителей общественных

объединений. Состав совета утверждается Правительством Российской Федерации. Председателем совета является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, а его заместителем - Председатель Ростехрегулирования.

Для ведения текущей работы совет образует президиум, структура которого показана на рис. 12.

Основные положения и порядок выбора победителей - student2.ru

Рис. 12. Структура президиума совета по присуждению премий

Четыре секции по группам организаций готовят предложения по при­суждению премий и награждению дипломами.

Секция по апелляциям занимается рассмотрением жалоб тех органи­заций, чьи заявки на участие в конкурсе не были приняты. Для обобщения результатов конкурса и подготовки предложений по совершенствованию его проведения служит аналитическая секция.

Головной организацией по методическому обеспечению конкурсов на соискание премий Правительства Российской Федерации в области ка­чества является ВНИИС Ростехрегулирования. На базе института работает технический секретариат, обеспечивающий текущую деятельность совета, подготовку экспертов по оценке организаций-конкурсантов, методическое и информационное обеспечение конкурса, организацию экспертизы пред­ставленных конкурсантами материалов и обследования их на местах.

В конкурсе могут участвовать организации независимо от органи­зационно-правовой формы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг. Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, могут представлять на конкурс материалы в области качества продукции гражданского назначения.

Не могут участвовать в конкурсе организации, в отношении которых в установленном порядке приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоя­тельности (банкротстве).

Конкурс на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества базируется на принципах добровольности участия в нем ор­ганизаций и конфиденциальности информации об участниках конкурса и све­дений, содержащихся в представленных ими на конкурс материалах, которые могут быть использованы исключительно для оценки участников конкурса.

Модель премии включает оценку организации в баллах по двум груп­пам универсальных критериев, применяемых для оценки организаций раз­ной величины и видов производств (услуг).

Модель российской премии гармонизирована с моделью Европейс­кой премии по качеству как по составу критериев, так и по их весомости. В основу модели премии (рис. 13) заложены принципы всеобщего управле­ния качеством (TQM).

Основные положения и порядок выбора победителей - student2.ru

Рис. 13. Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества

Первая группа критериев премии характеризует деятельность орга­низации по обеспечению качества, а вторая - результаты, достигнутые.ею в этой области, и цели, к которым она стремится.

Гармонизация критериев российской премии с критериями евро­пейской позволяет организациям ориентироваться на те же принципы в проведении работ по качеству, которые используют ведущие европейс­кие компании.

В соответствии с мировой практикой (премия Деминга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия по качеству, национальные премии ряда европейских стран) лауреаты конкурсов на со­искание премий Правительства Российской Федерации в области качества получают призы и дипломы, а также право использовать символику пре­мии в своих рекламных материалах.

Извещение совета об объявлении очередного конкурса публикуется ежегодно в «Российской газете».

Пропаганда целей и задач конкурса ведется как на уровне федераль­ных органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федера­ции, так и среди руководителей предприятий и организаций.

В регионах этой важной работой занимаются региональные органы Ростехрегулирования, которые через местные средства массовой информа­ции ведут рекламно-пропагандистскую кампанию национального конкурса и его итогов, а также инициируют организацию и проведение региональ­ных конкурсов, модели которых часто гармонизированы с моделью рос­сийской премии.

К началу проведения каждого очередного конкурса секретариат про­водит актуализацию и издает следующие методические материалы:

• руководство для организаций - участниц конкурса, которое ут­верждается советом;

• рекомендации по самооценке деятельности организаций на соот­ветствие критериям премии Правительства Российской Федерации в облас­ти качества.

Экспертиза материалов конкурсантов проводится в два этапа.

На первом этапе оценивается отчет организации по самооценке, в ко­тором сопоставляется практика работы организации с критериями премии. Оценку проводят комиссии, состоящие из независимых экспертов, отоб­ранных на основе определенных критериев (подготовка в области качест­ва, опыт руководящей и лекционной работы, производственный стаж, ком­муникабельность) и прошедших специальную подготовку с привлечением европейских специалистов.

Чтобы обеспечить учет особенностей производства организации, в состав комиссии включаются эксперты с опытом работы в соответствую­щей области деятельности, а объективность балльной оценки достигается тем, что согласованное решение по ней принимается на общем заседании комиссии на основе консенсуса.

На втором этапе в организации, отобранные президиумом совета на основе заочной экспертизы, выезжают экспертные комиссии для проведе­ния обследования на местах.

По результатам экспертизы совет готовит предложения по присуж­дению премий и представляет их в Правительство Российской Федерации, а также определяет организации, которые награждаются дипломом совета. Ежегодно можно присудить не более 12 премий.

К церемонии награждения победителей готовятся комплекты наград: призы для лауреатов с символикой премии. Церемонии награждения лауре­атов проходят в Зале наград Дома Правительства Российской Федерации.

Премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидирующей организации, а главное - репутацию надежного производителя высокока­чественной продукции (услуг). Все это, способствуя увеличению спроса на продукцию или услуги организации-победителя, ведет к росту ее прибыли. В широко известном журнале European Quality, издаваемом Европейской организацией по качеству (ЕОК), в постоянном разделе «Победители на­циональных премий» ежегодно публикуется информация об итогах нацио­нальных конкурсов прошедшего года и их лауреатах, в том числе - лауреа­тах конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества, что способствует повышению их конкурентоспособнос­ти на европейском и мировом рынках.

Условия участия в конкурсе и критерии оценки на премию Прави­тельства РФ в области качества

Участие организаций в конкурсе - добровольное. Принцип выявле­ния лауреатов премии - конкурсный (состязательный), путем определения лучших организаций из числа конкурсантов на основе экспертных балль­ных оценок. Организации-лауреаты обязаны содействовать заинтересован­ным организациям в ознакомлении со своим опытом работы.

В основу моделей премий заложены принципы всеобщего управления качеством:

• ориентация на потребителя:

• осознание и выполнение руководством роли лидеров в работе по качеству:

• установление партнерских взаимоотношении с поставщиками и потребителями;

• нацеленность на постоянное совершенствование;

• системное управление процессами;

• взаимодействие с обществом;

• ориентация на результаты.

Присуждение премии происходит раз в год на конкурсной основе за достижение организацией значительных результатов в области качества продукции или услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Организации-лауре­аты имеют право на повторное участие в конкурсе через пять лет после получения премии.

Результаты работы организаций в области качества продукции и ус­луг, отражаемые в представляемых на конкурс материалах, принимаются к рассмотрению при условии, что они были получены не менее, чем за год до объявления конкурса.

С момента подачи заявки на участие в конкурсе со стороны техничес­кого секретариата совета по присуждению премий Правительства Российс­кой Федерации в области качества обеспечивается полная конфиденциаль­ность в отношении полученной от организации информации.

Оценка организаций на премию по качеству Правительства Российс­кой Федерации осуществляется по двум группам критериев.

Первая группа включает критерии:

• роль руководства в организации работ;

• планирование в области качества;

• использование потенциала работников;

• рациональное использование ресурсов;

• управление технологическим процессами и процессами выполне­ния работ.

Вторая группа включает критерии:

• удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг);

• удовлетворенность персонала работой в организации:

• влияние организации на общество;

• результаты работы организации. Содержание критериев следующее.

Критерий 1. Роль руководства в организации работ

Составляющие критериев характеризуют:

а) как и в какой степени руководство демонстрирует свою привер­женность культуре качества;

б) как и в какой степени руководство содействует процессам улучше­ния качества, обеспечивая персоналу помощь и выделяя ресурсы;

в) как и в какой степени руководство участвует в работе с потребите­лями, поставщиками и другими организациями;

г) как и в какой степени руководство оценивает и поощряет усилия и достижения персонала.

Критерий 2.Планирование в области качества

Составляющие критериев характеризуют:

а) как и в какой степени используется разносторонняя информация при планировании;

б) каким образом осуществляется планирование;

в) как и в какой степени цели организации доводятся до подразделе­ний и персонала;

г) каким образом обеспечивается регулярный анализ и корректиров­ка планов и целей организации.

Критерий 3. Использование потенциала работников

Составляющие критерия характеризуют:

а) как планируется и совершенствуется работа с персоналом;

б) как поддерживаются и развиваются способности и квалификация работников;

в) каким образом и в какой степени обеспечивается согласованность целей отдельных работников, групп и организации в целом;

г) каким образом поощряются и признаются инициатива и участие персонала в совершенствовании работы по качеству;

д) каким образом осуществляется общение между разными катего­риями работников и руководителей;

е) каким образом обеспечивается в организации социальная защита работников.

Критерий 4. Рациональное использование ресурсов

Составляющие критерия характеризуют:

а) как осуществляется управление финансовыми ресурсами;

б) как осуществляется управление информационными ресурсами;

в) как осуществляется управление закупками;

г) как осуществляется управление зданиями, оборудованием и дру­гим имуществом;

д) как осуществляется управление интеллектуальной собственнос­тью и использованием технологий.

Критерий 5. Управление технологическими процессами и процесса­ми выполнения работ

Составляющие критерия характеризуют:

а) каким образом определяются технологические процессы и про­цессы выполнения работ, наиболее важных для результатов деятельности организации, и. как оценивается их влияние;

б) как осуществляется систематическое управление процессами;

в) каким образом осуществляется анализ процессов и устанавлива­ются цели по их совершенствованию;

г) каким образом совершенствуются процессы на основе нововведе­ний и использования творческой активности работников;

д) каким образом вносятся изменения в процессы и оценивается их эффективность.

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством продук­ции (услуг)

Составляющие критерия характеризуют:

а) как потребители воспринимают организацию, качество ее продук­ции (услуг);

б) как сама организация оценивает удовлетворенность потребителей ее деятельностью и качеством продукции (услуг).

Критерий 7. Удовлетворенность персонала работой в организации

Составляющие критерия характеризуют:

а) как персонал оценивает свою удовлетворенность работой в орга­низации;

б) как организация оценивает удовлетворенность персонала.

Критерий 8. Влияние организации на общество

Составляющие критерия характеризуют:

а) как общество воспринимает деятельность организации;

б) как сама организация оценивает свое воздействие на общество.

Критерий 9. Результаты работы организации

Составляющие критерия характеризуют:

а) финансовые показатели работы организации;

б) качество продукции (услуг) и другие результаты работы организации.

Составляющие критериев не всегда имеют одинаковую весомость.

Так, для критериев 1,2,3,4 (например, 1а, 16,1в, 1г) весомость одинаковая, а в критериях 5,6, 7, 8 и 9 баллы распределены следующим образом:

Критерий
Количество баллов

По результатам оценки осуществляется награждение победителей конкурса. Премия представляет собой диплом Правительства Российской Федерации и приз установленного образца. Организации, подтвердившие свои достижения в области качества продукции и услуг в процессе их об­следования на местах, награждаются дипломами совета.

Наши рекомендации