Основные положения и порядок выбора победителей
Наряду с оценкой соответствия (сертификация, декларирование, ка-тегорирование и т. д.) в России и за рубежом организуются и проводятся конкурсы. По результатам конкурса определяется лучшее предприятие (организация) в области качества. Как одна из форм оценки соответствия премия присуждается на основе проверки деятельности предприятия в области качества на соответствие установленным критериям. В результате рейтингования устанавливается лучшее предприятие в области качества среди всех заявивших и прошедших оценку соответствия. Победителю вручается премия.
Наиболее популярными в России являются конкурсы на «Премию Правительства РФ по качеству» и конкурс «Сто лучших товаров (услуг)».
В 1996 г. Россия присоединилась к числу стран, использующих национальные премии для стимулирования повышения качества и конкурентоспособности продукции (услуг) и поощрения организаций, внедряющих самые современные и эффективные методы управления качеством.
Премии в области качества, учрежденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 423, присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности и за внедрение высокоэффективных методов управления качеством.
Возглавляет работу по присуждению премий специальный совет, организационно-техническое обеспечение деятельности которого возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Совет формируется из числа руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведущих ученых и специалистов в области управления качеством, а также представителей общественных
объединений. Состав совета утверждается Правительством Российской Федерации. Председателем совета является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, а его заместителем - Председатель Ростехрегулирования.
Для ведения текущей работы совет образует президиум, структура которого показана на рис. 12.
Рис. 12. Структура президиума совета по присуждению премий
Четыре секции по группам организаций готовят предложения по присуждению премий и награждению дипломами.
Секция по апелляциям занимается рассмотрением жалоб тех организаций, чьи заявки на участие в конкурсе не были приняты. Для обобщения результатов конкурса и подготовки предложений по совершенствованию его проведения служит аналитическая секция.
Головной организацией по методическому обеспечению конкурсов на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества является ВНИИС Ростехрегулирования. На базе института работает технический секретариат, обеспечивающий текущую деятельность совета, подготовку экспертов по оценке организаций-конкурсантов, методическое и информационное обеспечение конкурса, организацию экспертизы представленных конкурсантами материалов и обследования их на местах.
В конкурсе могут участвовать организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг. Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, могут представлять на конкурс материалы в области качества продукции гражданского назначения.
Не могут участвовать в конкурсе организации, в отношении которых в установленном порядке приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Конкурс на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества базируется на принципах добровольности участия в нем организаций и конфиденциальности информации об участниках конкурса и сведений, содержащихся в представленных ими на конкурс материалах, которые могут быть использованы исключительно для оценки участников конкурса.
Модель премии включает оценку организации в баллах по двум группам универсальных критериев, применяемых для оценки организаций разной величины и видов производств (услуг).
Модель российской премии гармонизирована с моделью Европейской премии по качеству как по составу критериев, так и по их весомости. В основу модели премии (рис. 13) заложены принципы всеобщего управления качеством (TQM).
Рис. 13. Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества
Первая группа критериев премии характеризует деятельность организации по обеспечению качества, а вторая - результаты, достигнутые.ею в этой области, и цели, к которым она стремится.
Гармонизация критериев российской премии с критериями европейской позволяет организациям ориентироваться на те же принципы в проведении работ по качеству, которые используют ведущие европейские компании.
В соответствии с мировой практикой (премия Деминга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия по качеству, национальные премии ряда европейских стран) лауреаты конкурсов на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества получают призы и дипломы, а также право использовать символику премии в своих рекламных материалах.
Извещение совета об объявлении очередного конкурса публикуется ежегодно в «Российской газете».
Пропаганда целей и задач конкурса ведется как на уровне федеральных органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федерации, так и среди руководителей предприятий и организаций.
В регионах этой важной работой занимаются региональные органы Ростехрегулирования, которые через местные средства массовой информации ведут рекламно-пропагандистскую кампанию национального конкурса и его итогов, а также инициируют организацию и проведение региональных конкурсов, модели которых часто гармонизированы с моделью российской премии.
К началу проведения каждого очередного конкурса секретариат проводит актуализацию и издает следующие методические материалы:
• руководство для организаций - участниц конкурса, которое утверждается советом;
• рекомендации по самооценке деятельности организаций на соответствие критериям премии Правительства Российской Федерации в области качества.
Экспертиза материалов конкурсантов проводится в два этапа.
На первом этапе оценивается отчет организации по самооценке, в котором сопоставляется практика работы организации с критериями премии. Оценку проводят комиссии, состоящие из независимых экспертов, отобранных на основе определенных критериев (подготовка в области качества, опыт руководящей и лекционной работы, производственный стаж, коммуникабельность) и прошедших специальную подготовку с привлечением европейских специалистов.
Чтобы обеспечить учет особенностей производства организации, в состав комиссии включаются эксперты с опытом работы в соответствующей области деятельности, а объективность балльной оценки достигается тем, что согласованное решение по ней принимается на общем заседании комиссии на основе консенсуса.
На втором этапе в организации, отобранные президиумом совета на основе заочной экспертизы, выезжают экспертные комиссии для проведения обследования на местах.
По результатам экспертизы совет готовит предложения по присуждению премий и представляет их в Правительство Российской Федерации, а также определяет организации, которые награждаются дипломом совета. Ежегодно можно присудить не более 12 премий.
К церемонии награждения победителей готовятся комплекты наград: призы для лауреатов с символикой премии. Церемонии награждения лауреатов проходят в Зале наград Дома Правительства Российской Федерации.
Премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидирующей организации, а главное - репутацию надежного производителя высококачественной продукции (услуг). Все это, способствуя увеличению спроса на продукцию или услуги организации-победителя, ведет к росту ее прибыли. В широко известном журнале European Quality, издаваемом Европейской организацией по качеству (ЕОК), в постоянном разделе «Победители национальных премий» ежегодно публикуется информация об итогах национальных конкурсов прошедшего года и их лауреатах, в том числе - лауреатах конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества, что способствует повышению их конкурентоспособности на европейском и мировом рынках.
Условия участия в конкурсе и критерии оценки на премию Правительства РФ в области качества
Участие организаций в конкурсе - добровольное. Принцип выявления лауреатов премии - конкурсный (состязательный), путем определения лучших организаций из числа конкурсантов на основе экспертных балльных оценок. Организации-лауреаты обязаны содействовать заинтересованным организациям в ознакомлении со своим опытом работы.
В основу моделей премий заложены принципы всеобщего управления качеством:
• ориентация на потребителя:
• осознание и выполнение руководством роли лидеров в работе по качеству:
• установление партнерских взаимоотношении с поставщиками и потребителями;
• нацеленность на постоянное совершенствование;
• системное управление процессами;
• взаимодействие с обществом;
• ориентация на результаты.
Присуждение премии происходит раз в год на конкурсной основе за достижение организацией значительных результатов в области качества продукции или услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе через пять лет после получения премии.
Результаты работы организаций в области качества продукции и услуг, отражаемые в представляемых на конкурс материалах, принимаются к рассмотрению при условии, что они были получены не менее, чем за год до объявления конкурса.
С момента подачи заявки на участие в конкурсе со стороны технического секретариата совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества обеспечивается полная конфиденциальность в отношении полученной от организации информации.
Оценка организаций на премию по качеству Правительства Российской Федерации осуществляется по двум группам критериев.
Первая группа включает критерии:
• роль руководства в организации работ;
• планирование в области качества;
• использование потенциала работников;
• рациональное использование ресурсов;
• управление технологическим процессами и процессами выполнения работ.
Вторая группа включает критерии:
• удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг);
• удовлетворенность персонала работой в организации:
• влияние организации на общество;
• результаты работы организации. Содержание критериев следующее.
Критерий 1. Роль руководства в организации работ
Составляющие критериев характеризуют:
а) как и в какой степени руководство демонстрирует свою приверженность культуре качества;
б) как и в какой степени руководство содействует процессам улучшения качества, обеспечивая персоналу помощь и выделяя ресурсы;
в) как и в какой степени руководство участвует в работе с потребителями, поставщиками и другими организациями;
г) как и в какой степени руководство оценивает и поощряет усилия и достижения персонала.
Критерий 2.Планирование в области качества
Составляющие критериев характеризуют:
а) как и в какой степени используется разносторонняя информация при планировании;
б) каким образом осуществляется планирование;
в) как и в какой степени цели организации доводятся до подразделений и персонала;
г) каким образом обеспечивается регулярный анализ и корректировка планов и целей организации.
Критерий 3. Использование потенциала работников
Составляющие критерия характеризуют:
а) как планируется и совершенствуется работа с персоналом;
б) как поддерживаются и развиваются способности и квалификация работников;
в) каким образом и в какой степени обеспечивается согласованность целей отдельных работников, групп и организации в целом;
г) каким образом поощряются и признаются инициатива и участие персонала в совершенствовании работы по качеству;
д) каким образом осуществляется общение между разными категориями работников и руководителей;
е) каким образом обеспечивается в организации социальная защита работников.
Критерий 4. Рациональное использование ресурсов
Составляющие критерия характеризуют:
а) как осуществляется управление финансовыми ресурсами;
б) как осуществляется управление информационными ресурсами;
в) как осуществляется управление закупками;
г) как осуществляется управление зданиями, оборудованием и другим имуществом;
д) как осуществляется управление интеллектуальной собственностью и использованием технологий.
Критерий 5. Управление технологическими процессами и процессами выполнения работ
Составляющие критерия характеризуют:
а) каким образом определяются технологические процессы и процессы выполнения работ, наиболее важных для результатов деятельности организации, и. как оценивается их влияние;
б) как осуществляется систематическое управление процессами;
в) каким образом осуществляется анализ процессов и устанавливаются цели по их совершенствованию;
г) каким образом совершенствуются процессы на основе нововведений и использования творческой активности работников;
д) каким образом вносятся изменения в процессы и оценивается их эффективность.
Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг)
Составляющие критерия характеризуют:
а) как потребители воспринимают организацию, качество ее продукции (услуг);
б) как сама организация оценивает удовлетворенность потребителей ее деятельностью и качеством продукции (услуг).
Критерий 7. Удовлетворенность персонала работой в организации
Составляющие критерия характеризуют:
а) как персонал оценивает свою удовлетворенность работой в организации;
б) как организация оценивает удовлетворенность персонала.
Критерий 8. Влияние организации на общество
Составляющие критерия характеризуют:
а) как общество воспринимает деятельность организации;
б) как сама организация оценивает свое воздействие на общество.
Критерий 9. Результаты работы организации
Составляющие критерия характеризуют:
а) финансовые показатели работы организации;
б) качество продукции (услуг) и другие результаты работы организации.
Составляющие критериев не всегда имеют одинаковую весомость.
Так, для критериев 1,2,3,4 (например, 1а, 16,1в, 1г) весомость одинаковая, а в критериях 5,6, 7, 8 и 9 баллы распределены следующим образом:
Критерий | 5а | 5в | 5г | 5д | 6а | 7а | 8а | 9а | |||||
Количество баллов |
По результатам оценки осуществляется награждение победителей конкурса. Премия представляет собой диплом Правительства Российской Федерации и приз установленного образца. Организации, подтвердившие свои достижения в области качества продукции и услуг в процессе их обследования на местах, награждаются дипломами совета.