Сертификация по правилам. Системы сертификации ГОСТ Р
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и(или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и(или) индивидуальными предпринимателями.
В настоящее время системы сертификации создаются как федеральными органами исполнительной власти, так и другими организациями.
Система сертификации может действовать на национальном (государственном), региональном или международном уровне. В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции. В Российской Федерации наиболее развита национальная система сертификации ГОСТ Р - система сертификации, по правилам которой работает множество подсистем обязательной и добровольной сертификации различных видов продукции и услуг.
Участниками Системы сертификации ГОСТР являются (рис. 5):
• Ростехрегулирование;
• центральный орган системы сертификации (ЦОС) - орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции (услуг);
• совет системы сертификации, в процессе функционирования которого представители всех заинтересованных сторон участвуют в решении стратегических вопросов системы сертификации. Совет системы может объединять профессиональные союзы и ассоциации, общества защиты
Рис.4. Образец сертификата соответствия
прав потребителей, научно-исследовательские организации, отдельные предприятия и т. п.;
• методический и(или) научно-методический центр - создается, как правило, при ЦОС для проведения научно-исследовательских работ и формирования фонда научно-методической документации по сертификации;
• органы по сертификации, осуществляющие сертификацию определенной продукции (услуг). В органах по сертификации работают эксперты по сертификации, аттестованные на право проведения работ в области сертификации;
• испытательные лаборатории, проводящие испытания продукции, если они предполагаются правилами конкретной системы сертификации;
• заявители - изготовители (продавцы, исполнители), обратившиеся с заявкой на проведение работ по сертификации представляемой ими продукции (услуг).
Рис. 5. Типичная структура системы сертификации группы однородных услуг в Системе сертификации ГОСТ Р
Для того чтобы орган по сертификации или испытательная лаборатория получили право работать в той или иной системе сертификации они должны после специальной подготовки пройти процедуру аккредитации.
В случае выполнения одним юридическим лицом функций испытательной лаборатории и органа по сертификации может использоваться термин «сертификационный центр» или «центр по сертификации».
Основные этапы сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р:
• подача заявки на сертификацию, изучение документов заявителя и принятие органом по сертификации решения о сертификации, заключение договора на сертификацию;
• проведение необходимых проверок, в том числе анализ документов, испытания, исследование предприятия при посещении комиссии (экспертом) по сертификации и его продукции, услуг;
• анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата;
• подготовка и оформление материалов сертификации, включая сам сертификат;
•выдача сертификата и прилагаемого к нему комплекта документов;
• инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии с правилами системы сертификации.
Инспекционный контроль за сертифицированным объектом осуществляется с целью установления, что объект продолжает соответствовать подтвержденным при сертификации требованиям. Такой контроль особенно актуален для услуг, характеристики качества которых в силу их специфической природы, как правило, не могут оставаться постоянными.
В результате инспекционного контроля:
• сертификат подтверждается;
• действие сертификата приостанавливается и разрабатывается план корректирующих мероприятий;
• сертификат аннулируется.
При разработке требований к услугам (в том числе в стандартах) и сертификации услуг необходим учет их природы и особенностей, а также пропорциональности между риском при оказании и потреблении услуг, положительным эффектом от сертификации и издержками на подтверждение их соответствия установленным требованиям.
С учетом специфических особенностей услуги как объекта сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р разработаны специальные схемы сертификации, предназначенные для услуг (табл. 2). Схема 1, как правило,
применяется для исполнителей услуг - индивидуальных предпринимателей, схема 3 - для крупных предприятий, схема 2 - наиболее распространена. По схеме 4 может осуществляться оценка категории предприятия. Для сертификации по схеме 5 сервисная организация должна иметь документально оформленную систему менеджмента качества.
Таблица 2