Правовая основа сертификации. Цели и объекты сертификации

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация — это «форма осуществляе­мого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов тре­бованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров». Данный Закон рассматривает добровольную и обязательную сертификацию как формы подтверждения соответствия, кото­рое, в свою очередь, является одним из видов оценки соответствия (рис. 1).

Правовая основа сертификации. Цели и объекты сертификации - student2.ru

Полужирным шрифтом выделены термины, определенные в ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании»1

Рис. 1. Составляющие элементы оценки соответствия

1 Вместо понятия «контроль (надзор)» в ФЗ «О техническом регулировании» опре­делен термин «контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов».

Федеральный закон «О техническом регулировании» дает следую­щие определения:

• оценка соответствия - прямое или косвенное определение соб­людения требований, предъявляемых к объекту;

• подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положе­ниям стандартов или условиям договоров.

Для осуществления работ по сертификации формируется та или иная система сертификации - совокупность правил выполнения работ по серти­фикации, ее участников и правил функционирования системы сертифика­ции в целом.

В Российской Федерации сертификация была введена в 1993 г. Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Прошедшие после принятия Зако­на годы российская сертификация активно развивалась, было создано боль­шое количество систем как добровольной, так и обязательной сертификации.

До 2002 г. обязательной сертификации подлежали следующие услу­ги, признанные потенциально опасными: ремонт и техническое обслужи­вание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; услуги химической чистки и крашения; услуги парикмахерских; услуги торговли и общественного питания; туристские и экскурсионные услуги; жилищно-коммунальные услуга.

В апреле 2002 г. постановлением Правительства РФ № 287 Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, был изложен в но­вой редакции, фактически была отменена обязательная сертификация мно­гих услуг. В Перечне остались услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, услуги общественного питания, услуги роз­ничной торговли (только реализация пищевых- продуктов), которые в тече­ние 2002 г. также были выведены Из области обязательной сертификации.

С 2003 г. Федеральным законом «О техническом регулировании» ус­тановлено, что единственной формой подтверждения соответствия услуг является добровольная сертификация. В соответствии с законом обязатель­ное подтверждение соответствия проводится «только в случаях, установ­ленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента». Для продукции (в материально-вещественной форме) законом предполагается переходный период в семь лет, в течение которого российская система стандартизации

и сертификации должна быть приведена в соответствие с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании». Услуги в разделе о переходных положениях не упоминаются.

Системы обязательной сертификации услуг, выведенных из Перечня, перешли в режим функционирования в качестве добровольных. Услуги, которые до недавнего времени считались потенциально опасными, в на­стоящее время исключены из сферы действия обязательной сертификации. Функции мягкого регулирования безопасности услуг взяла на себя добро­вольная сертификация по требованиям официальных нормативных доку­ментов (в основном - национальных стандартов) в Системе сертификации ГОСТ Р.

Наши рекомендации