Правовая основа сертификации. Цели и объекты сертификации
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация — это «форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров». Данный Закон рассматривает добровольную и обязательную сертификацию как формы подтверждения соответствия, которое, в свою очередь, является одним из видов оценки соответствия (рис. 1).
Полужирным шрифтом выделены термины, определенные в ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании»1
Рис. 1. Составляющие элементы оценки соответствия
1 Вместо понятия «контроль (надзор)» в ФЗ «О техническом регулировании» определен термин «контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов».
Федеральный закон «О техническом регулировании» дает следующие определения:
• оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
• подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Для осуществления работ по сертификации формируется та или иная система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
В Российской Федерации сертификация была введена в 1993 г. Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Прошедшие после принятия Закона годы российская сертификация активно развивалась, было создано большое количество систем как добровольной, так и обязательной сертификации.
До 2002 г. обязательной сертификации подлежали следующие услуги, признанные потенциально опасными: ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; услуги химической чистки и крашения; услуги парикмахерских; услуги торговли и общественного питания; туристские и экскурсионные услуги; жилищно-коммунальные услуга.
В апреле 2002 г. постановлением Правительства РФ № 287 Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, был изложен в новой редакции, фактически была отменена обязательная сертификация многих услуг. В Перечне остались услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, услуги общественного питания, услуги розничной торговли (только реализация пищевых- продуктов), которые в течение 2002 г. также были выведены Из области обязательной сертификации.
С 2003 г. Федеральным законом «О техническом регулировании» установлено, что единственной формой подтверждения соответствия услуг является добровольная сертификация. В соответствии с законом обязательное подтверждение соответствия проводится «только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента». Для продукции (в материально-вещественной форме) законом предполагается переходный период в семь лет, в течение которого российская система стандартизации
и сертификации должна быть приведена в соответствие с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании». Услуги в разделе о переходных положениях не упоминаются.
Системы обязательной сертификации услуг, выведенных из Перечня, перешли в режим функционирования в качестве добровольных. Услуги, которые до недавнего времени считались потенциально опасными, в настоящее время исключены из сферы действия обязательной сертификации. Функции мягкого регулирования безопасности услуг взяла на себя добровольная сертификация по требованиям официальных нормативных документов (в основном - национальных стандартов) в Системе сертификации ГОСТ Р.