Методические указания для обучающихся по участию в проведении ситуационного практикума

Ситуационный практикум (кейс) является одной из форм интерактивного практического занятия, целью которого является приобретение обучающимся умений командной работы навыков выработки решений в профессиональной области, развитие коммуникативных и творческих способностей в процессе выявления особенностей будущей профессиональной деятельности на основе анализа обучаемыми заданий, сформированных на основе практических ситуаций.

Прежде чем приступать к участию в ситуационном практикуме, обучающемуся необходимо:

- заранее, в процессе самостоятельной работы ознакомиться со сценарием практикума и необходимой литературой, рекомендованной программой курса;

- получить от преподавателя информацию о содержании кейса, информирует о форме предоставления результатов, сроках выполнения кейса и критериях оценки действий участников;

При выполнении задания необходимо:

- получить от преподавателя необходимые раздаточные материалы и принять участие в делении учебной группы на мини-группы и в выборах лидера мини-группы;

- участвовать в формировании отчета по выполнению кейса в своей мини-группе;

- участвовать в обсуждении отчетов мини-групп.

По итогам проведения ситуационного практикума обучающиеся имеют возможность задать вопросы преподавателю.

Методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа обучающихся направлена на самостоятельное изучение отдельных тем/вопросов тем учебной дисциплины. Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, ее объем по курсу «Управление материальными ресурсами проекта» определяется учебным планом.

При самостоятельной работе обучающиеся взаимодействуют с рекомендованными материалами при минимальном участии преподавателя.

Работа с литературой

Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Изучая материал по учебной книге (учебнику, учебному пособию, монографии, и др.), следует переходить к следующему вопросу только после полного уяснения предыдущего, фиксируя выводы и вычисления, в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода.

Особое внимание обучающийся должен обратить на определение основных понятий курса. Надо подробно разбирать примеры, которые поясняют определения. Полезно составлять опорные конспекты.

Выводы, полученные в результате изучения учебной литературы, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы при перечитывании материала они лучше запоминались.

При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса.

Вопросы, которые вызывают у обучающегося затруднение при подготовке, должны быть заранее сформулированы и озвучены во время занятий в аудитории для дополнительного разъяснения преподавателем.

Реферат

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у обучающихся навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.

Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, отпечатанного через 1,5 интервала на компьютере (список литературы и приложения в объем не входят).

Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении обучающийся кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.

В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.

В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.

В список литературы (источников и литературы) обучающийся включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.

В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

Методические рекомендации по подготовке докладов с презентациями.

Используется как индивидуальное творческое задание в форме самостоятельной внеаудиторной работы.

Порядок проведения.

1. Распределение заданий (темы докладов);

2. Предоставление перечня вопросов, подлежащих рассмотрению, а также информационные источники, рекомендуемые для изучения рассматриваемых вопросов;

3. Выступление обучающихся по подготовленным темам;

4. Оценивание работы обучающихся.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Наименование темы Дидактические единицы, вынесенные на самостоятельное изучение Формы самост. Работы Учебно-методическое обеспечение Форма контроля
Тема 1. Современный проектно ориентированный менеджмент. Пути развития компаний в XXI веке. Основные тенденции. Предпосылки новой корпоративной модели. Основные направления модификации компаний и структур управления Основные характеристические черты компании будущего. Виды компаний будущего. Горизонтальные корпорации. Эдхократические компании   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 1 Эссе Ситуационный практикум №1
Тема 2. Проект как способ и организационная форма достижения целей компании. История становления и развития методологии УП. Управление проектами за рубежом. Современные концепции управления. Процессные и деятельности модели. Проектно-ориентированный менеджмент организации. Управление проектами в России. Ключевые этапы развития УП.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 2 Реферат Ситуационный практикум №2  
Тема 3. Проект и его внешнее окружение.   Проект в социальной среде. Социокультурное и стратегическое пространство.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 3 Ситуационный практикум№3  
Тема 4. Управление проектом. Понятие «Управление проектом». Проект как динамическая система. Сравнение принципов управления проектами и управление процессами в организации. Проект, как совокупность основных компонентов.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 4 Ситуационный практикум №4  
Тема 5. Управление процессами инициации проекта. Способы и источники финансирования. Структура инвестиций. Способы снижения рисков. Содержание бизнес-плана проекта.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 5 Ситуационный практикум №4  
Тема 6. Планирование проекта. Этапы планирования и виды планов. алгоритм процесса планирования. Взаимосвязь этапов планирования и решаемых задач.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 6 Практикум по решению задач №1  
Тема 7. Методические особенности процесса планирования. Методика финансового планирования и анализ проекта в системе Project Expert.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 7 Практикум по решению задач №2  
Тема 8. Сетевое моделирование процессов.   Подходы к построению СРР. Шаги процесса разработки СРР. Пакеты работ. Взаимосвязь СРР с процессами стратегического планирования проекта. Назначение ответственных. Матрица ответственности. Ключевые переходы.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 8 Практикум по решению задач №3  
Тема 9. Стоимостной анализ и ресурсное планирование проекта. Пути разрешения ресурсных перегрузок. Документирование плана проекта. Две функции финансового плана. Календарь финансового обеспечения.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 9 Практикум по решению задач №4  
Тема 10. Организация управления проектом. Позиционирование проекта по отношению к ключевым элементам организационной структуры. Характеристики основных форм организации управления проектом. Функции команды проекта: руководитель проекта, администратор, координатор, Инженер-координатор, менеджер финансово- бухгалтерской группы, менеджер группы закупок и поставок, менеджер информационной службы.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 10 Практикум по решению задач №5  
Тема 11. Командное взаимодействие и управление конфликтами. Формирование и функционирование проектной команды. Формирование команды (Team Building). Развитие, обеспечение деятельности, трансформация команды (Team Development), Особенности создания и функционирования КМП. Стадии жизненного цикла КМП. Конфликт целей в команде проекта. Основные объекты конфликтов. Структура конфликтов по фазам. Способы разрешения конфликтов.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 11 Ситуационный практикум №6  
  Тема 12. Реализация проекта: ресурсное обеспечение проекта. Ресурсное обеспечение проекта. Виды ресурсов. Характеристика процесса закупок и поставок. Торги для закупок по проекту.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 12 Практикум по решению задач №6 Тест  
Тема 13. Управление качеством проекта. Обеспечение качества проекта. Категория качества в контексте УП. Сертификация соответствия продукции и услуг. Лицензирование отдельных видов деятельности.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 13 Ситуационный практикум №7  
Тема 14. Мониторинг, контроль и завершение проекта. Информационное обеспечение проекта. Контроль жизнедеятельности проекта.   Работа в библиотеке Работа с источниками Интернета Составление конспекта Литература к теме 14 Ситуационный практикум №8  

VI. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература:

1. Балашов А.И., Рогова Е.М., Тихонова М.В., Ткаченко Е.А. Управление проектами: учебник и практикумм для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2015. – 383с.

(Глава 12)

2. Мазур И.И. Управление проектами : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур [и др.] ; под общ. ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро. – 10-е изд., стер. М.: Изд-во Омега-Л , 2014 – 959 с. (Глава 3, 4, 5)

Дополнительная литература:

3. Володин В. В. Управление проектом: учебное пособие. –М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252967&sr=1

(Глава 4, 5)

4. Тарасенко В. В. Логика и методология управления. Книга для руководителя: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012.

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115405&sr=1

(Глава 7)

VII. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины

Наименование портала (издания, курса, документа) ссылка
Основные учебные материалы
Наименование портала (издания, курса, документа) Ссылка
1. Клуб менеджеров E-xekutive. http://www.e-xecutive.ru/
2. Всё о ТРИЗ. http://www.trizland.ru/
3. Федеральный институт промышленной собственности. http://www1.fips.ru/wps/wcm/
4. Федеральное агентство по науке и инновациям. http://www.fasi.gov.ru/
7. Inspiration Software. http://www.inspiration.com/
8. Welcome to the creative world of Jeffrey Paul Baumgartner. http://www.jpb.com/

VIII. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

· Лекционные аудитории с компьютерным и видеопроекционным оборудованием для презентаций с выходом в Интернет и средствами звуковоспроизведения.

· Часть групповых занятий проходит в компьютерных классах с использованием компьютеров и проектора.

IX. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

· Программное обеспечение общего назначения Microsoft Office.

· Специализированное программное обеспечение при изучении дисциплины не используется.

X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Промежуточная аттестация по дисциплине «Управление проектами» проводится в форме экзамена.

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции Начальный этап Основной этап Завершающий этап
ПК-7 Владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры Документооборот в управлении Математические модели принятия решений Стратегический менеджмент Проектный менеджмент
ПК-12 Умение организовать и поддерживать связи с деловыми партнерами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного и муниципального управления) Микроэкономика Макроэкэномика Управление проектами Маркетинг Философия Психология деловых отношений Оценочная деятельность Страхование Организация управления проектами Управление материальными ресурсами проекта   Имидж Организация на рынке труда Управление кадровыми стратегиями Бизнес и политика Инновационный менеджмент Оценка стоимости бизнеса Проектный менеджмент
ПСК-1 Способен анализировать, верифицировать информацию, оценивать ее в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности Проектный менеджмент Проектный менеджмент Математические модели в управлении проектами
ПСК-3 Способен производить финансовую оценку, планировать затраты и разрабатывать бюджет, моделировать денежные потоки, организовывать оптимальные программы финансирования проектов и программ Проектный менеджмент Проектный менеджмент Управление инновационным проектом
ПСК-5 Способен создавать и описывать технологические требования и нормативы проектного управления, ответственно контролировать их выполнение Проектный менеджмент Проектный менеджмент Математические модели в управлении проектами

Наши рекомендации