Особенности концепции жизненного цикла инновации
Неучитываемые особенности концепции жизненного
цикла являются причинами завышенной оценки этой концепции.
Во-первых — и в этом проявление идеальности теоретической конструкции, крайне важное особенно в инновационном менеджменте,— концепция жизненного цикла нововведения исходит из абсолютно оптимистического представления о судьбе инновации, которой в соответствии с ней предстоит прожить полный цикл, в то время как субъект жизненного цикла, как известно, может умереть при родах или в ранней молодости (т.е., в нашем случае, не пережив стадию вывода на рынок, несмотря на все маркетинговые усилия), что и происходит с 4/5 инноваций.
Во-вторых, если мы уж используем аналогию с биологическим циклом, то следует отметить, что концепция ЖЦ не дает каких-либо временных ориентиров по видам инноваций, хотя бы с той же точностью, с которой биология ориентирует нас в животном мире, т.е. излишне было бы утверждать, что кто-либо на основании концепции ЖЦ мог ответить на достаточно простой вопрос, сколько приблизительно проживает слабомодифицирующая инновация в области непищевых товаров повседневного спроса.
Третий момент, ограничивающий инструментальную применимость, заключается в том, что это ее назначение имеет прогностический характер, заведомо вероятностный и в существенной мере умозрительный, или, как сейчас говорят, виртуальный.
Жизненный цикл в инновационном менеджменте — это не биография индивида, но полная судьба еще не родившегося или только что появившегося на свет младенца. При определении основных вех судьбы инновации и ее будущих параметров, а концепция ЖЦ, как мы видели, интегрирует основные экономические характеристики инновации, оценщик ее эффективности сталкивается со значительными трудностями. Причины этого: уникальность объекта прогноза, множественность и непредсказуемость условий, в которых будет разворачиваться этот путь.
Четвертым моментом, усиливающим «идеальность» концепции жизненного цикла применительно к инновационному менеджменту, является то, что все параметрическое (т.е. численное) прогнозирование, а жизненный цикл в инструментальном смысле является параметрическим прогнозом, строится либо на экстраполяции, либо на аналогии с прошлым. При этом в первом случае предполагается неизменность условий воздействия на экономическую оценку инноваций и инвестиций, с нашей точки зрения, существенно переоценивается, т.е. исключается фундаментальная неопределенность, а во втором дополнительно к этому мы допускаем достаточно высокую степень сходства структуры, масштаба и сущности анализируемых явлений. Таким образом, в нашем случае предполагается, что инновация как процесс будет развиваться в тех же условиях, что и какие-либо ранее разработанные и внедренные нововведения, причем сами новшества как объекты аналогичны в указанном выше смысле. Нереалистичность этих посылок в случае радикальных инноваций очевидна, если отсутствуют серьезные возражения против тезиса о том, что степень уникальности нововведения равнозначна степени его радикальности.
Таким образом, о сколько-нибудь надежном прогнозе длительности жизненного цикла можно говорить только в случае модифицирующих инноваций.
Наконец, пятый пункт отмечаемых нами объективных ограничений аналитических возможностей концепции жизненного цикла заключается в том, что с инструментальной точки зрения ее назначение состоит даже не в точном предсказании временных параметров ЖЦ, а в определении его экономических параметров, таких, как объемы реализации (использования) и стоимостные потоки. Эти параметры интегрируют все экономические и инновационные фундаментальные неопределенности, которые многократно умножают неопределенности, связанные со сроками периодов.
Уточненная концепция жизненного цикла инновации, т.е. более соответствующая реальности, чем традиционный ее вариант, может быть представлена в следующем виде: для товарных инноваций, с успехом выведенных на рынок (20% или чуть более от общего количества), можно вести речь о жизненном цикле в течение которого продукт с точки зрения объемов реализации и прибыли проходит следующие стадии: разработку, инвестирование, вывод на рынок и первичное освоение, рыночный рост, насыщение и эффективное использование, спад реализации, после чего продукт выводится с рынка.
Таким образом, оценка ожидаемой эффективности инноваций на основании интегрального анализа, выполненная с использованием параметров жизненного цикла, не в силах претендовать даже на вероятностную точность будущей эффективности инновационного проекта, а может рассматриваться лишь как условная величина, определенная для сопоставления конкретной инновации с другими, оценка которых выполнена при тех же ограничениях и аналогичных условиях — и, следовательно, в той же мере точна.
Практическая задача каждого из этапов прежде всего не в предсказании полной судьбы инновации, а в том, чтобы достаточно точно предугадать ее следующий этап.