Схема анализа учебной ситуации
Текст учебной ситуации
Анна Морозова работает менеджером по продаже в фирме "Чистый родник", которая специализируется на продаже парфюмерии, косметики и средств личной гигиены. Она получила это место в качество повышения 6 месяцев назад. Главный менеджер проведет беседу с Анной о ее 6-месячной работе через 10 дней.
Анна работала на этой фирме в течение 2 лет и до недавнего времени всегда была довольна работой, преуспевая в секции средств личной гигиены. Она всем говорила: "Мне нравится продавать экологически чистые товары". Коллеги и покупатели с уважением относились к ее мнению. Анна была популярным членом в группе продавцов и имела постоянных клиентов.
Большинство людей с восторгом принимают повышения, и Анна не была исключением в этом смысле. Но дела пошли не так хорошо, как ожидалось. Большую часть времени Анна проводила в выставочном зале, стремясь узнать, как идет продажа, стараясь тем самым сохранить уважение продавцов, а также быть хорошим менеджером. Казалось, что отвлечения никогда не кончатся, совсем не оставалось времени на работу в офисе, и фактически приходилось брать работу на дом. Главный менеджер просил подготовить несколько идей к Рождественской Неделе выставки-продажи, но Анна, уточнив конечный срок подачи предложений, вскоре поняла, что придумать и написать их гораздо труднее, чем она рассчитывала.
Когда бумага была готова за день до назначенного срока, заболела машинистка. Заменить машинистку никто не смог. И вообще с этого времени многое стало происходить не так. Вот эти случаи.
Однажды на простой церемонии, когда старший продавец был представлен к получению сертификата по продаже косметики, Анна, потратившая много времени на беседу со старой клиенткой, опоздала и поэтому не имела времени на подготовку речи. Один или два раза работники штата отсутствовали на рабочих местах, не поставив Анну в известность заранее. Было несколько напоминаний из отдела кадров о программе обучения по лечебной косметике для продавцов отдела косметики, но Анна не успевала связаться с преподавателем курсов из мединститута. Анна также опаздывала представлять к назначению на должность старшего продавца младших продавцов. Также Анна не подготовила квартальный отчет о количестве продаж по отделам с прогнозом ассортимента на будущий год. Пару раз она не ответила на письма клиентов, которые хотели приобрести товар по почте.
И, наконец, однажды утром произошла стычка с одним из продавцов. Анна сказала ему, что ценники написаны очень мелким шрифтом и что их надо немедленно заменить. Продавец ответил, что у него много клиентов и он не может это делать немедленно. Анна настаивала на своем, на что продавец ей ответил, что она "всегда вмешивается и сует свой нос куда не следует". Продавец также сказал, что является опытным продавцом, знает свою работу и пойдет жаловаться на Анну главному менеджеру.
Когда все это происходило, главный менеджер был в отъезде. Через день продавец остыл, но между ним и Анной появилось отчуждение. Анна была очень угнетена этим эпизодом, в котором, как ей казалось, проявились все трудности, возникшие после повышения, произведенного 6 месяцев назад. Быть менеджером оказалось не так легко, как быть преуспевающим продавцом.
Образец ситуации
ПРОЧТЕНИЕ СИТУАЦИИ
1. Новая работа:
- изменения, каковы побуждающие и сдерживающие силы?
2. До изменений:
- чувство собственного достоинство умение продавать.
3. Мотивация:
-хочет преуспеть и в то же время сохранить свои способности продавца, это выглядит как ролевой конфликт.
4. Стиль менеджмента:
- неспособность делегировать часть своих полномочий подчиненным;
- столкновение с подчиненными.
5. Новая роль:
- не смогла определить специфику новой работы;
- не смогла определить размер рабочей нагрузки;
- не смогла разрешить простую проблему (болезнь машинистки);
- отсутствие планирования и контроля;
- неявка на работу подчиненных;
- срыв плана обучения персонала;
- плохая организация - письма, оставленные без ответа;
- не может расставлять приоритеты (управлять временем);
- но главное - дефицит новых идей в работе - подготовка к рождественской выставке-продаже.
6. Стиль управления по отношению к своему штату:
- вертикальный конфликт;
- вмешательство в их дела;
- отсутствие уверенности в себе;
- попытка руководить так, как это делалось при продаже, но не посредством менеджмента.
ОСНОВНЫЕ ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Изменения:
- какие существуют способы для управления изменениями;
- как может быть уменьшено сопротивление изменениям?
2. Стили руководства:
- какой стиль выбрала Анна?
- почему он был безуспешным?
- какой стиль мог быть более успешным?
3. Мотивация:
- что стимулировало Анну?
- что стимулировало продавцов?
- что говорят об этом в теории менеджмента?
4. Специфика работы и целей:
- знала ли Анна подробности новой работы?
- каковы были цели?
- что могло быть сделано по этому поводу?
5. Планирование и контроль:
- были ли действия Анны как менеджера запланированы?
- были ли использованы какие-либо способы контроля?
6. Конфликт:
- какие существуют конфликтные ситуации на производстве?
- что вызвало конфликт - повод и проблема конфликта?
- как можно было бы с этим справиться?
- что из сетки Томаса-Килменна подошло бы Анне?
СВЯЗУЮЩИЕ ТЕМЫ
Здесь есть несколько связующих тем:
1. Анна не оценила отличия характера новой работы от характера работы продавца.
2. Анна была слабо подготовлена к выполнению новой роли.
3. Анна не имела каких-либо фундаментальных представлений о менеджменте.
Что можно и нужно было сделать в связи со связующими темами?
А. Передача информации:
- начальник по отношению к Анне - должен объяснить требования к новой работе;
- Анна по отношению к своему отделу - рассказать продавцам, какой стиль управления она собирается применять.
Б. Обучение:
- Анны -менеджменту;
- штата отдела - методам продажи;
- Анны и штата - межличностному взаимодействию.
В. Планирование:
- с помощью того, кто назначил Анну, - за счет более четкого определения вышестоящим руководством функциональных обязанностей Анны как менеджера;
- с помощью Анны для сотрудников отдела - за счет привлечения Анны к планированию деятельности отдела.
Г. Управление персоналом:
- Анне необходимо помочь - за счет более четкого определения целей и приоритетов работы Анны как менеджера;
- в отделе кадров предусмотреть меры по повышению квалификации Анны как менеджера, если у фирмы есть к ней интерес;
- эта тема связана с передачей информации.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Специфика работы должна быть согласована с менеджером и объяснена персоналу.
2. Цели и приоритеты должны быть согласованы с менеджером и сообщены персоналу.
3. Анне необходимо научиться технике менеджмента в:
- планировании и контроле;
- управлении временем;
- управлении людьми;
- управлении конфликтом;
- передаче информации и развитии коллектива.
4. Анне необходимо побеседовать с начальником отдела кадров, чтобы понять процедуры обучения и повышения квалификации штата, а затем применить их.
5. Анне необходимо повышать свой уровень, возможно, в перспективе пойти учиться.
6. Очевидно, что Анна не сможет выполнить все эти рекомендации за один раз, но ей необходимо сразу же приступить к выполнению пунктов 1 и 2, пункты 3 и 4 выполнить среднесрочные, пункт 5 - как долгосрочный.
Анне и главному менеджеру следует обсудить, почему у Анны были неудачи на работе и что надо сделать для улучшения ситуации.