Изучение методик работы менеджера

В исследовании проведены констатирующий и формирующий эксперименты. Использованы: метод наблюдения, беседы, тренинги общения, лекции, специальные диагностики: методика Г. Айзенка «Общепсихологическая типология личности»; методика М. Снайдера – «Оценка самоконтроля в общении» ; методика В.Н. Лавриненко – «Стиль делового общения»; коррекционная методика – «Тренинг делового общения» В.П. Шейнова Экспериментальная база. Исследование проведено на предприятии АО Дружковское Рудоуправление. В период с сентября 2000 г. по март 2001 г. в расчетном, фактурном отделах, в отделе планово-экономическом, в отделе маркетинга, отделе материально-технического снабжения, в техническом отделе, в производственном отделе, в маркшейдерском отделе, в администрации. Теоретическая новизна исследования заключается в том, что описано исследование формирования коммуникативных способностей личности, проведённое в конкретных условиях управленческого процесса. Практическая значимость определяется тем, что на основе исследования разработаны рекомендации для работников в сфере бизнеса. Методологической основой исследования являются ведущие принципы отечественной и зарубежной психологии, принцип системности, принцип наглядности, принцип развития, принцип деятельности, а так же, ведущие принципы психологии менеджмента и этики делового общения.

1.Объект исследования – формирование коммуникативных способностей личности менеджера.

2.Предмет исследования – методы формирования коммуникативных способностей личности менеджера в сфере управления.

3.Цель – изучить методы формирования коммуникативных способностей личности менеджера с помощью психодиагностических и коррекционных методик в сфере управления. 4.Гипотеза исследования заключается в том, что если в процессе формирования коммуникативных способностей менеджера, применять корректирующие методики, то этот процесс качественно улучшится. Задачи исследования

1. Изучить состояние проблемы в психологии менеджмента и теоретически обосновать её.

2. Выбрать и описать методики исследования.

3. Организовать и провести экспериментальное исследование.

4. Разработать рекомендации для людей, работающих в сфере управления.

Актуальность исследования. Интерес к проблеме планирования карьеры студентов - будущих специалистов-менеджеров обусловлен переходом от системы административного планирования к свободному рынку, где действует закон соответствия спроса и предложения. Этот закон относится и к рынку рабочей силы, к основным ее характеристикам таким, как квалификация, уровень подготовки, профессиональный опыт и др., которые заметно изменяются под влиянием конъюнктуры рынка. Серьезные изменения социальной и экономической ситуации в нашей стране предъявляют особые требования и к уровню профессионализма сотрудников, осуществляющих управленческую деятельность того или иного уровня. Карьера в любой из сфер деятельности является сложным и многомерным феноменом, требующим от субъекта карьерного продвижения, ставящего целью достижение успеха в плане профессионального развития и должностного роста, наличия некоторого объема знаний относительно его сущностных и динамических характеристик, а также умений и навыков продуктивного использования карьерных возможностей и выстраивания эффективных маршрутов ее развития. В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:

1. Обосновать подходы и принципы планирования карьеры менеджера в процессе профессиональной подготовки в вузе.

2. Выявить педагогические условия планирования карьеры менеджера.

3. Определить этапы планирования карьеры менеджера в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе.

4. Разработать и апробировать методику планирования карьеры менеджера в процессе профессиональной подготовки в вузе.

5. Разработать программу элективного курса «Планирование карьеры менеджера» и внедрить ее в процесс профессиональной подготовки.

Теоретической основой исследования являются педагогические, психолого-педагогические и управленческие концепции о лидерстве, профессиональном росте, профессиональной карьере (Климов Е.А., Кабушкин Н.И., Молл Е.Г., Маркова A.M. Шепель В.М); отечественные гуманистические теории обучения и воспитания (Ш.А.Амонашвили, Ю.П.Азаров, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко); социально-педагогические концепции (В.Г.Бочарова, В.И.Загвязинский, Н.Л.Селиванова); теоретические и практические подходы к структуре и реализации профессионального образования (СЛ.Батышев; И.В.Зорин, В.А.Квартальнов, В.С.Леднев, А.М.Новиков, М.Н. Скаткин); инновационные подходы к управлению образовательными учреждениями (С.А.Гильманов, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, Т.И.Шамова); акмеологические аспекты профессионального развития личности (А.А.Бодалев, А.Ф. Зеер и др.). Методы исследования: В исследовании были использованы следующие методы: - теоретического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, социально-педагогической и специальной литературы, касающейся профессионального роста, профессиональной карьеры, контент-анализ; эмпирического исследования: опрос; наблюдение; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент. На первом этапеисследования (1998-1999 гг.) происходили осознание ^ и постановка проблемы исследования, изучение и анализ литературы по теме исследования; формулировка научного аппарата исследования; определение экспериментальной базы и разработка программы педагогического эксперимента.

На втором этапе (2000-2002 гг.) проходила разработка этапов эксперимента, опытно-экспериментальная проверка выдвинутых положений и гипотезы, а также апробация на семинарах, симпозиумах, совещаниях, научно-практических конференциях результатов проведенного исследования.

На третьем этапе (2002-2004 гг.) обрабатывались экспериментальные данные, внедрялись результаты работы в деятельность филиалов Санкт-Петербургского гуманитарного университета, происходило оформление диссертационной работы.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается логикой исходных методологических позиций автора, опорой на концепции и положения современной педагогической, социально-педагогической и управленческой науки; использованием 4 сравнительно аналитического метода при переработке теоретической и практической информации; количественным и качественным анализом экспериментальных данных; апробацией предложенной автором методики планирования карьеры в процессе профессиональной подготовки менеджеров в вузе

1. Разработана методика, которая включает в себя следующие этапы и мероприятия, направленные на процесс эффективного планирования карьеры менеджера в вузе:

- профориентационная деятельность в профильных классах (разъяснение вопросов, связанных с профессиональной деятельностью менеджера, опросы, наблюдения, использование диагностик определения способностей);

- анкетирование абитуриентов, психолого-педагогическая диагностика абитуриентов (тесты, устный и письменный опросы);

- мониторинг профессионально-личностного развития студентов в процессе обучения в вузе на основе профиля менеджера (карта индивидуального развития студента);

- наличие в учебном плане дисциплин, которые влияют на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также элективных курсов, способствующих эффективному планированию студентами карьеры менеджера;

- психолого-педагогическое сопровождение планирования карьеры менеджера (тренинги по планированию карьеры: тренинг лидерства, тренинг уверенного поведения, консультации студентов относительно выбора индивидуального образовательного маршрута, индивидуального планирования карьеры);

- подготовка «Паспорта карьеры» студента;

- организация учебно-производственной практики в соответствии с предполагаемыми местом работы и полученной квалификацией; организация в вузе службы трудоустройства, которая обеспечивает распределение выпускников соответственно полученной в процессе профессиональной подготовки специальности и квалификации;

- осуществление обратной связи с выпускниками с целью уточнения этапов продвижения по служебной лестнице и соотнесением реального положения дел, касающегося их карьерного роста, с планированием карьеры в вузе;

- корректировка деятельности вуза по обеспечению качественного обучения и эффективного планирования студентами карьеры в процессе профессиональной подготовки в вузе в соответствии с запросами общества, работодателей и профессиональной мотивацией студентов.

ГЛАВА 2

Наши рекомендации