Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации
Инжиниринг инноваций - это комплекс взаимосвязанных услуг технического, финансового, юридического и организационного характера по созданию инновационного проекта, включающий создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации. В этот комплекс работ и услуг входят:
1) проведение предварительных исследований рынка и выбор перспективного сегмента рынка для нововведений;
2) определение задач, встающих перед инновациями;
3) технико-экономическое обоснование инновационного (определение объема необходимых затрат всех видов ресурсов, сроков выполнения работ по проекту и экономической эффективности инновационного проекта в целом);
4) оформление проекта в виде документа;
5) консультации работников-исполнителей мероприятий по этому проекту.
Инновационный инжиниринг определяет характер и методы практической деятельности каждого из участников создания инновационного продукта, а также принципы и порядок их взаимодействия в процессе разработки, проектирования, реализации, продвижения и внедрения (диффузии) инноваций.
Реинжиниринг представляет собой разновидность метода инжиниринга. Американский ученый М. Хамлер, вводя в научный оборот термин «реинжиниринг», дал ему такое определение: «Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы».
Различают кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития.
Кризисный реинжиниринг вызывается резким падением объема продажи продукта в связи со снижением спроса на него или падением имиджа продавца инновации. Одной из причин такого кризиса можно считать неэффективность бизнес-процесса инноваций.
Бизнес-процесс инноваций есть упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца (рисунок 5.3).
Рисунок 5.3 - Бизнес-процесс инновации (упрощенный вид)
На рисунке видно, что бизнес-процесс инновации в упрощенном виде включает в себя три частных бизнес-процесса:
1) бизнес-процесс заявки на инновацию. Начинается с четкой формулировки идеи создания данной инновации и заканчивается перечнем конкретных требований, которым должен соответствовать новый продукт или новая операция
2) бизнес-процесс производства инновации. Начинается с получения заказа с указанием конкретных характеристик продукта или операции и заканчивается появлением самого продукта или операции в материализованной форме в виде вещи, готовой к продаже.
3) бизнес-процесс реализации инновации. Начинается с выставления ее на продажу и заканчивается самой продажей, а в отдельных случаях и послепродажным сервисным обслуживанием.
Реинжиниринг развития вызывается снижением объема продажи продукта (операции) в связи с тем, что действующая структура организации и управления хозяйственным процессом продавца по своему уровню развития уже достигла того определенного предела, выше которого продажа инновации невозможна (рисунок 5.4).
Рисунок 5.4 - График, характеризующий реинжиниринг развития
Реинжиниринг развития рассчитан на внедрение инновации для перспективной перестройки бизнес-процесса и может быть проведен следующими методами:
1) ориентация на весь процесс. Здесь действенный результат при перестройке бизнес-процесса достигается путем реорганизации всего процесса в целом, а не при решении отдельных задач и аспектов этого процесса.
2) ориентация на качественный скачок – целью является не устранение каких-то отдельных недостатков в работе, а революционный прорыв (скачок) в технологии производства и продажи продукта.
3) ликвидация закомплексованности в бизнесе- отказ от устоявшихся правил работы, от ранее незыблемых принципов ведения хозяйственного процесса и переход к новым технологиям бизнеса.
4) использование эффективных технологий в бизнесе. Этот метод направлен на применение более результативных форм рекламы и СМИ, которые соответствуют новым целям работы в современных условиях и в конкретной ситуации. Сюда можно отнести использование сети Интернет, консультации в СМИ, и др.
Причиной выхода инновации на рынок является жесткая конкуренция между хозяйствующими субъектами. Успех победы в этой конкурентной борьбе во многом определяется правильно разработанной бренд-стратегией и эффективностью ее применения.
Бренд (англ. brand - марка) – совокупность вещественных и неосязаемых характеристик товара (услуги), которые, соединенные воедино, формируют сознание потребителя и соответствующую реакцию на данный товар, а, следовательно, определяют место самого хозяйствующего субъекта на рынке.
По-другому, бренд – целостный маркетинговый комплекс по созданию дополнительных конкурентных преимуществ у данного предпринимателя (фирмы) на определенном рынке (сегменте рынка). Бренд обычно включает в себя название, логотип и другие визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы, символы).
Одной из главных характеристик бренда является его имидж - функциональные и эмоциональные ассоциации, которые покупатели присваивают новому продукту или операции.
Использование предприятием эффективной бренд-стратегии позволяет получить следующие преимущества:
1. Бренд создает естественную преграду на пути конкурентов, вынуждает их к инвестированию капитала в исследование рынка.
2. Наличие эффективного бренда облегчает предприятию вывод на рынок новых продуктов и операций в т.ч. и захват.
3. Дает предприятию дополнительное время для перестройки деятельности в условиях кризиса.
4. Защищает долю предприятия на рынке без привлечения дополнительных затрат на рекламу и без дополнительного снижения цен.
Таким образом, в основе бренд-стратегии (брендинга) лежит разработка и продвижение бренда.
Как прием менеджмента инноваций бренд-стратегия означает управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продвижения брендов инноваций.
Бренд инновации– система характерных (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, ее продуцента и (или) продавца.
Бренд инновации заставляет покупателя выбрать именно этот продукт (операцию) из всех возможных вариантов.