Институт экономики и управления

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономики предприятия

Конспект лекций

по дисциплине

«Экономика и организация инновационной деятельности»

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 38.03.01 – Экономика

профиль: Экономика предприятий АПК

Симферополь – 2015 год

Конспект лекций по дисциплине «Экономика и организация инновационной деятельности» составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экономика и организация инновационной деятельности» для студентов очной формы обучения направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профиль подготовки «Экономика предприятий АПК». Кур лекций содержит шестнадцать тем, которые раскрываются изложением теоретического материала.

Составитель: Г. В. Ольховая, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия

Конспект лекций утвержден на заседании кафедры

экономики предприятия

Протокол № __ от “___”_______20___ г.

Заведующий кафедрой экономики предприятия

д.э.н., профессор С.П. Кирильчук

«_____»___________________ 20___ г.

Согласовано с учебно-методической комиссией Института экономики и управления

Протокол от «____»________________20___ г. № ___

«_____»__________ 20___ г. Председатель __________ (_______________)

(подпись) (Ф.И.О.)

Согласовано с руководителем ООП направления подготовки 38.03.01 «Экономика», профиль подготовки «Экономика предприятий агропромышленного комплекса»

_____________________ (_________________________)

(подпись) (Ф.И.О.)

“_____”___________________ 20___ г.

© , 2015

© ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В.И. Вернадского, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1 Теоретические основы экономики и организации инновационной деятельности
1. Цель и предмет дисциплины «Экономика и организация инновационной деятельности»
2. Понятие и функции инноваций
3. Классификация инноваций
4. История развития теории инноваций
Лекция 2 Инновационный процесс и показатели инновационной деятельности
1. Понятие и структура инновационного процесса
2. Жизненный цикл инновации
3. Субъекты и объекты инновационной деятельности
4. Факторы, влияющие на инновационную деятельность
Лекция 3 Организационные формы инновационной деятельности
1. Малые инновационные фирмы (венчурные фирмы и спин-оффы)
2. Особенности функционирования бизнес-инкубаторов
3. Особенности функционирования технопарков
4. Особенности функционирования технополисов
5. Особые экономические зоны
Лекция 4 Инновационные ресурсы и инновационный потенциал предприятия
1. Понятие и структура инновационного потенциала
2. Подходы к оценке инновационного потенциала
3. Инновационный климат организации
4. Инновационная позиция организации
5. Показатели инновационной активности предприятия
Лекция 5 Система инновационного менеджмента и стратегическое управление инновационными процессами
1. Понятие и структура системы инновационного менеджмента на предприятии
2. Приемы инновационного менеджмента:
2.1. Приемы, воздействующие на производство инноваций
2.2. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций
2.3. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций
3. Понятие и этапы формирования инновационных стратегий
4. Базовые стратегии развития предприятий
5. Классификация инновационных стратегий предприятия
6. Разновидности стратегий по типу инновационного поведения
Лекция 6 Организация и планирование инноваций
1. Сущность, принципы и задачи организации инновационной деятельности предприятия
2. Типы организационных структур инновационного управления
3. Планирование инноваций: сущность и принципы
4. Виды планирования инноваций на предприятии
Лекция 7 Маркетинг инноваций
1. Сущность, особенности и функции маркетинга инноваций
2. Стратегический маркетинга инноваций
3. Тактический маркетинг инноваций
Лекция 8 Управление персоналом в инновационной организации
1. Состав персонала инновационной деятельности
2. Сущность и основные элементы системы управления персоналом организации
3. Значение и основные вопросы кадрового планирования
4. Особенности системы отбора персонала
5. Система мотивации в инновационной деятельности
6. Преодоление сопротивления переменам
Лекция 9 Управление инновационными проектами
1. Понятие и характеристики инновационного проекта
2. Классификация проектов
3. Жизненный цикл и фазы проекта
4. Базовые функции управления проектом
Лекция 10 Экспертиза инновационных проектов и оценки их эффективности
1. Сущность и задачи проведения экспертизы
2. Критерии экспертной оценки инновационных проектов
3. Финансово – экономическая оценка инновационных проектов
Лекция 11 Организация патентно-лицензионной деятельности на предприятии
1. Понятие и виды интеллектуальной собственности
2. Охрана интеллектуальной собственности
3. Организация патентно-лицензионной деятельности
Лекция 12 Финансирование инновационной деятельности
1. Система и классификация источников финансирования инновационной деятельности
2. Критерии инвестиционной привлекательности
3. Государственное финансирование инноваций
4. Акционерное финансирование
5. Банковский кредит как источник финансирования инноваций
6. Специфика венчурного финансирования
7. Финансовый лизинг как источник финансирования инноваций
8. Форфейтинг как источник финансирования инноваций
9. Самофинансирование инновационной деятельности
Лекция 13 Управление рисками в инновационном процессе
1. Понятие и классификация рисков инновационной деятельности
2. Методы анализа и оценки рисков
3. Оценка устойчивости инновационного проекта
4. Учет влияния инфляции на результаты инновационного процесса
5. Способы снижения риска
Лекция 14 Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере
1. Цели и задачи управления инновационными затратами
2. Состав и структура инновационных затрат
3. Факторы, влияющие на величину затрат инновационной деятельности
4. Алгоритм управления инновационными затратами
5. Планирование инновационных затрат
6. Контроль затрат
7. Факторы ценообразования на инновационную продукцию
8. Контрактные (договорные) цены на инновационную продукцию
Лекция 15 Оценка эффективности инновационной деятельности предприятия
1. Особенности оценки эффективности инноваций
2. Виды эффективности инноваций
3. Показатели оценки эффективности инновации на уровне предприятия
4. Показатели оценки эффективности капитальных вложений в инновации
Лекция 16 Государственная поддержка инновационной деятельности
1. Цели и принципы государственной инновационной политики
2. Методы государственного регулирования инновационной деятельности
3. Органы государственного регулирования инновационного процесса

ЛЕКЦИЯ 1





Инновационной деятельности

1. Цель и предмет дисциплины «Экономика и организация инновационной деятельности»

Понятие и функции инноваций

Классификация инноваций

Понятие и функции инноваций

Движущей силой экономического развития на протяжении столетий существования мировой цивилизации являются инновации. Еще Адам Смит в своем Исследовании о природе и причинах богатства народов, изданном в 1776 г., утверждал, что организационным механизмом капитализма служит не только рыночная система (соотношение спроса и предложения), но и конкуренция, которая заставляет не просто удовлетворять все возрастающие потребности посредством понижения цен и улучшения качества, но и делать это наиболее эффективным способом с помощью перехода на новые технологии, т.е. при помощи инноваций. Этот постулат со временем приобрел более широкое и более весомое значение и в настоящее время на рынках предприятия используют инновации как инструмент в конкурентной борьбе.

Термин и понятие «инновация» как новую экономическую категорию ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 – 1950 гг.) в первом десятилетии XX века.

В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й.А. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы «новых комбинаций» (т.е. вопросы инноваций) и дал полное описание инновационного процесса. Позднее термин «новая комбинация» был заменен на термин «инновация», который. Й.А. Шумпетер стал использовать только в 30-е гг.

Й.А. Шумпетер выделял следующие виды комбинаций:

1) производство нового товара, или придание ему нового качества;

2) освоение нового сегмента рынка, позволяющего продавать товар по цене, превышающей издержки;

3) внедрение новой технологии, снижающей себестоимость производства;

4) получение нового источника сырья;

5) организационно-управленческие нововведения.

Традиционно под инновацией принято понимать внесение каких-либо изменений (новшеств) в разнообразные виды человеческой деятельности в целях повышения эффективности этой деятельности.

Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» инновациями называются: введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж либо новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

В соответствии с международными рекомендациями, инновацией является конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и/или общественную выгоду.

Несмотря на разнообразие определений, большинство авторов сходится в том, что инновациям присущи три основных признака:

- научно-техническая новизна,

- производственная применимость,

- коммерческая реализуемость.

Термин «инновация» часто заменяют термином «нововведение». Существует большое количество терминов близких, но не идентичных термину «инновация».

От термина инновация следует отличать:

Новшество - это потенциальная инновация, новое решение до его коммерциализации. Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.

Коммерциализация - это практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок.

Изобретение- новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком. Оно может быть коммерциализированным или не быть таковым.

Открытие - результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1) открытие, как и изобретение, возникает, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация осуществляется на уровне технологического (прикладного) порядка;

2) открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация продуцируется коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта;

3) открытие не преследует цель получить выгоду, инновация же всегда нацелена на получение осязаемой выгоды, в частности больший приток денег, большую сумму прибыли, повышение производительности труда и снижение себестоимости производства за счет применения конкретного нововведения в практической деятельности;

4) открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом научного поиска.

Функции инноваций.Инновации выполняют следующие функции:

1. Воспроизводственную (инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства; расширенное воспроизводство - это возобновление производства в каждом следующем цикле в возрастающем масштабе по количеству и качеству изготовленного продукта);

2. Инвестиционную (прибыль, полученная в результате реализации инновации на рынке, может быть перераспределена в другие проекты, сферы деятельности);

3. Стимулирующую (получение желаемого результата (прибыли) служит стимулом для дальнейшей деятельности, развития).

Классификация инноваций

Многообразие и разнородность инноваций требуют проведения определенной классификационной работы.

1. По инновационному потенциалу выделяются следующие виды инноваций:

– радикальные являются отраслеобразующими и представляют выпуск новой ранее не производимой продукции или использование новой технологии. С появлением радикальных инноваций начинается формирование нового технологического уклада, новых отраслей народного хозяйства, при этом многие отрасли, утратившие свою актуальность, начинают постепенно отмирать.

В качестве примера можно привести паровую машину, электричество, атомную энергетику, ксерографию, вакуумную трубку, транзисторы и т. д. Базисные инновации требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов (технологический уклад – это совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. В связи с научным и техническим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным).

– модернизирующие (улучшающие) – это изменения (существенные) отдельных характеристик уже выпускаемой продукции или используемой технологии. Тысячи инноваций были произведены по улучшению транзистора, на основе которых были созданы интегральные схемы, большие и сверхбольшие интегральные схемы;

– модифицирующие (псевдоинновации) предполагают собой изменение внешнего вида или незначительное изменение отдельных характеристик уже выпускаемой продукции.

2. По технологическим параметрам:

– инновация-продукт предполагает разработку и внедрение технологически новых и усовершенствованных продуктов. Продуктовые инновации могут быть новыми для конкретного предприятия, но не обязательно оказываются новыми для рынка.

– инновация-процесс предполагает разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов (но не продуктов). Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса и т.д.;

- инновации – рынки – освоение новых рынков (сегментов рынка)

3. По содержанию:

- управленческие (организационные) – направлены на совершенствование организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки документации и информации и пр.;

- социальные – связаны с улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, психологического климата в коллективе;

- маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, например: существенны изменения в дизайне и упаковке продуктов, внедрение новых методов продаж, новых методов продвижения и т.д.;

– технологические – деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов или процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.

- экономические – направлены на изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат, рост материального стимулирования, рационализация системы учета;

- производственные – ориентированы на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства и т.п. (диверсификация - расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства).

4. По месту на предприятии:

– инновации на входе, к которым относятся нововведения в процессе материально-технического обеспечения производства;

– инновации на выходе, к которым относятся нововведения в мероприятиях, процедурах, схемах сбыта готовой продукции;

– инновации в системной структуре – это целевые измененияв производственных, обслуживающих и вспомогательных процессах.

5. По причинам возникновения:

– реактивные обеспечивают выживание фирмы на рынке. Они возникают как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами, для сохранения конкурентоспособности;

– стратегические, внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу. Стратегические инновации создают для организаций условия схожие с временной монополией. Такие предприятия являются производителями-пионерами или технологическими лидерами в отрасли.

6. По характеру удовлетворяемых потребностей:

– инновации, ориентированные на существующие потребности. Внедрение таких нововведений связано с умеренным уровнем риска, поскольку уже известны спрос и предложение на рынке. Понимание степени удовлетворенности спроса (не удовлетворены полностью или частично) позволяет более точно определять емкость рынка.

– инновации, ориентированные на формирование новых потребностей. Внедрение таких нововведений связано с высоким уровнем риска, поскольку спрос и предложение на рынке, его емкость можно только прогнозировать. Внедрение таких нововведений основано на предвосхищении ожиданий потребителей. Как правило, такие инновации являются радикальными и стратегическими.

8. По степени территориальной новизны:

– инновации в мировом масштабе, когда внедряется новшество, не имеющее аналогов ни в одной стране мира;

– инновации для страны или отрасли, когда известное в международной практике нововведение начинает осваиваться в пределах конкретной страны или отрасли, где ранее его не было;

– инновации для предприятия, когда новшество уже известно в стране или отрасли, но на конкретном предприятии внедряется впервые.

ЛЕКЦИЯ 2

Жизненный цикл инновации

Рисунок 2.1 – Схема последовательности инновационного процесса

Исследованияпредставляют собой процесс получения нового знания и включают два последовательных элемента:

1) фундаментальные исследования – получение нового теоретического знания в данной области науки;

2) прикладные исследования – выявление возможных областей применения результатов фундаментального исследования.

Разработки– это процесс создания модели будущего объекта производства (продукта) в виде его научного описания. В зависимости от степени детализации модели различают:

1) научно-исследовательские разработки (НИР), результатом которых является обобщенная модель продукта в виде, например, его структурной и принципиальной схемы и основных, в первую очередь, эксплуатационных параметров;

2) опытные разработки (ОР), в ходе которых обобщенная модель развивается до уровня рабочей документации, описывающей все составные части продукта и точные параметры продукта (опытно-конструкторские разработки), технологию его изготовления (опытно-технологические разработки) и экономико-управленческие параметры производства (опытно-управленческие разработки).

Внедрениесостоит в комплексе действий, направленных на создание условий изготовления продукта и, в общем случае, включает в себя следующие последовательные этапы:

1) строительство, в ходе которого выполняются работы капитального характера (собственно строительство зданий и помещений, приобретение и монтаж производственного оборудования), создающие материально-техническую базу производства нового продукта;

2) освоение производства, основное содержание которого составляет процесс отладки технологии и вывод всех характеристик операционного процесса (объем производства, качество продукта, длительность производственного цикла, структура продуктового ряда, затраты и т.п.) на уровень, заложенный в рабочей документации;

3) производство – реализация регулярного операционного процесса с его полным экономическим и управленческим обеспечением.

Структуризация инновационного процесса по стадиям в виде более удобном для практической работы выглядит следующим образом:

1) Маркетинговые исследования потребностей рынка. С целью поиска идей для будущей инновации заключается договор на проведение исследований или исследования рынка проводятся самостоятельно.

2) Инициация инновации. Инициация – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиск идеи инновации, ее технико-экономическое обоснование и материализации идеи.

3) Техническая и экономическая экспертиза проекта. Комплектуются экспертные группы оценки проектов. Проводится экспертиза проектов, делается выбор проекта – победителя.

4) НИР по утвержденной тематике. Утверждается техническое задание на НИР. Проведение НИР. Утверждается акт об окончании НИР.

5) ОКР. Утверждается техническое задание на ОКР. Проведение ОКР. Результатом работы является наличие комплекта конструкторской документации, откорректированной по результатам испытания опытного образца.

6) Маркетинг инновации. После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем рынка, потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок.

7) Подготовка производства. Проводятся работы по подготовке производства, закупается и устанавливается оборудование, осуществляется модернизация и настройка существующего и т.п.

8) Выпуск (производство) инновации – материализации идеи, т.е. превращение идеи в товар )имущество, новый продукт, имущественное право и т.п.).

9) Реализация инновации – продажа продукта или операции на рынке или же реализация операции внутри предприятия. Проводятся мероприятия по стимулированию продаж.

10) Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инновации (реклами, организация процесса торговли и т.п.).

11) Оценка экономической эффективности инновации. Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экоомическая эффективность иннвации.

12) Диффузия (распространение) инновации. Инновационный проуесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия – распространение однажды освоенной инновации в новых регинах, на новых рынках.

Различают три формы инновационного процесса:

1) простой внутренне-организационный (натуральный);

2) простой межорганизационный (товарный);

3) расширенный.

Простой внутренне - организационный инновационный процесс - это процесс создания и использования нововведения в рамках одной организации. Нововведение при этом не приобретает непосредственно товарной формы.

Простой межорганизационный инновационный процесс - нововведения становятся предметом купли-продажи между производителями и потребителями инноваций.

Расширенный инновационный процесс связан с появлением новых производителей нововведения, которые, нарушая монополию первоначального лидера, что способствует через конкуренцию усовершенствованию потребительских качеств продукта.

Наряду с понятием «инновационный процесс» используется понятие «инновационная деятельность».

Согласно Федеральному закону от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О науке и государственной научно-технической политике»Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Инновационная деятельность – все виды деятельности в рамках инновационного процесса.

Инновационная деятельность и инновационный процесс по своему содержанию несколько отличаются. Инновационный процесс является более широким понятием, чем инновационная деятельность. Он охватывает все стадии создания новинки: от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги, которые используются в хозяйственной практике; все этапы жизненного цикла инновации, включая ее диффузию (проникновение) в новых условиях или места применения. А инновационная деятельность заключается в действиях людей, направленных на создание или внедрение инновации на определенной стадии инновационного процесса.

Жизненный цикл инновации

Любая внедренная инновация рано или поздно теряет свою новизну. Это связано главным образом с изменением потребительской ценности, превращением инновации в стандартный продукт либо технологию, освоенную многими предприятиями. Таким образом, любая инновация, независимо от вида, сферы приложения, имеет свой жизненный цикл, т. е. определенный период времени, в течение которого она обладает активной жизненной силой и приносит прибыль производителю и (или) продавцу.

Жизненный цикл инновации - это период от зарождения идеи, создания новинки и ее практического использования до момента снятия с производства.

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации.

По своему характеру жизненный цикл инноваций соответствует типичному жизненному циклу товара и проходит этапы: разработка, продвижение на рынок, рост, зрелость и упадок, которые характеризуются различными соотношениями расходов, связанных с разработкой и выводом новинки на рынок, и доходов от ее продажи (рисунок 2.2).

институт экономики и управления - student2.ru

Рисунок 2.2 – Жизненный цикл нового продукта

Этап разработки. Включает стадии зарождения идеи, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для превращения идеи в пригодный для промышленного изготовления продукт, разработку технологии его производства.

Этап выведения на рынок. На этом этапе происходит налаживание технологического процесса, выпуск пробной партии и ее рыночная апробация, формирование стратегии и каналов сбыта. На этом этапе прибыль отсутствует, поскольку расходы превышают доходы от продажи. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Этап роста. Период быстрого восприятия нового товара рынком и быстрого роста прибылей. Продолжительность стадии определяется временем, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Этап зрелости и насыщения. Характеризуется замедлением темпов сбыта в результате приобретения товара большинством покупателей. Товар перестает быть новинкой. Прибыль стабилизируется или уменьшается в связи с ростом затрат на его защиту от конкурентов. Этим этапом жизненный цикл инновации фактически завершается.

Рутинизация инновации– приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, –моральное старение инновации.

Этап упадка. Резкое падение сбыта и снижение доходов. Товар снимают с производства.

ЛЕКЦИЯ 3

Деятельности

Особые экономические зоны

Литература:

1. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 6-е издание. – СПб.: Питер, 2008. – С.66-84.

2. Щенникова, В.Н. Организация инновационной деятельности : курс лекций / В.Н. Щенникова. - М.: Автономная некоммерческая организация «Международный институт ИНФО-Рутения», 2014. – С.18-32.

3. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – С. 91-101.

4. Инновационный менеджмент : учебное пособие / сост. : Н.М. Цыцарова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 196 с. – С.45-60.

Инкубаторы

Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи.

Инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и др. учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий.

Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля приобретает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2—3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Процедура прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает четыре основных этапа:

1. Отбор клиента из числа претендентов. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения.

2. Вселение и первый год работы в условиях инкубатора. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях.

3. Становление и рост фирмы. Увеличение числа ее работников.

4. Выход фирмы. Администрация помогает «созревшему» клиенту подыскать новое место и переехать.

Функциями бизнес-инкубаторов являются:

1. Оказание материальной и нематериальной поддержки. Материальная поддержка — это предоставление на льготных условиях помещений, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных услуг и пр. Нематериальная поддержка — это обеспечение доступа начинающих предпринимателей и малых организаций к информационным и консультационным услугам – бухучет, налоги, юриспруденция, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам.

2. Достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Бизнес-инкубатор, за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации, должен подготовить эту организацию к действиям в рыночных условиях. За время пребывания организации в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. разместить производство, найти первых покупателей, получить первые заявки и подписать первые контракты.

3. Осуществление бизнес-обучающей функции в виде консультирования или организации тренингов, обеспечения условий для овладения практическими навыками бизнеса сотрудниками инновационных фирм.

Доходы инкубаторов как коммерческих предприятий складываются из:

- арендной платы за наем помещений;

- продажа услуг разного рода;

- участие в прибылях тех инкубируемых фирм, в которых инкубатор как предприятие вложил свои средства.

Практически во всех странах мира инкубаторы пользуются поддержкой государства, которое выполняет финансирование программ по развитию малых форм предпринимательства, особенно в научно-технической сфере.

В России первое подобное объединение было создано в 1990 г. Ассоциация содействия развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов бизнеса (Ассоциация «Технопарк») стала первой организацией, которая взяла на себя инициативу по разработке организационно-экономических основ российских технопарков, созданию и развитию в стране структур поддержки малого инновационного наукоемкого предпринимательства.

Первые бизнес-инкубаторы в России создавались в рамках программ международной помощи. В рамках Морозовского проекта была реализована программа «БИНК», в соответствии с которой к 1996 г. были созданы 8 бизнес-инкубаторов. В 1996 г. было создано Некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов».

В настоящее время в России функционируют более 100 бизнес-инкубаторов. В среднем каждый из них оказывает поддержку нескольким десяткам инновационных предприятий, средней численностью работающих 12—15 человек. Среди них есть бизнес-инкубаторы классического типа, которые объединяют под своей крышей предприятия самого разного профиля: от автосервиса до кондитерской, и специализированные — для развития в том или ином регионе слабого сектора бизнеса (швейные, медицинские, сельскохозяйственные бизнес-инкубаторы). Особое место занимают технологические бизнес-инкубаторы, ориентированные на развитие научно-технических фирм.

Однако, несмотря на уже относительно длительный срок становления российских бизнес-инкубаторов, резкое повышение интереса к их созданию со стороны государства отмечается только в последние несколько лет. Удачный опыт показал, что именно в бизнес-инкубаторе создаются оптимальные условия для старта, начального развития малого бизнеса. Так, по данным Национального содружества бизнес-инкубаторов России, за 3 года из числа малых предп

Наши рекомендации