К Государственному итоговому экзамену по бакалавриату

направления 38.03.02 «Менеджмент» на 2016-2017 учебный год

I. Блок. Теоретические и методологические основы менеджмента организации

Теория организации

1. Основные законы организации: синергии и упорядоченности (информированности); их применение в практике управления организацией.

2. Основные законы организации: развития, самосохранения, их применение в практике управления организацией.

3. Основные законы организации: единства анализа и синтеза, композиции и пропорциональности; их применение в практике управления организацией.

4. Частные закономерности организации: необходимого разнообразия, равновесия, наименьших (слабого звена); их применение в практике управления организацией.

5. Принципы организации (статики и динамики, рационализации), их применение в практике управления организацией.

6. Механистические линейные, функциональные и линейно-штабные организационные структуры управления. Особенности и области применения.

7. Механистические линейно-функциональные и дивизионные организационные структуры управления. Особенности и области применения.

8. Органические организационные структуры управления: матричные и проектные. Особенности и области применения.

9. Проектирование организационных систем. Основные виды и типы, методы и этапы проектирования организационных структур.

Организационное поведение

10. Основные этапы развития теории организационного поведения и основные современные концепции организационного поведения.

11. Групповая динамика в организации и основные подходы к изучению малой группы.

12. Коммуникации в менеджменте организации. Основные элементы коммуникативного процесса и управленческая информация. Социально-психологические основы коммуникативного поведения личности в организации.

13. Власть и лидерство в управлении организацией. Стили руководства. Современные теории лидерства.

14. Конфликты в управлении в управлении социальными процессами в организации. Способы и методы разрешения конфликтов в организации.

15. Организационная культура в системе менеджмента организации: сущность, содержание, формы.

16. Развитие организации и управление организационными изменениями.

Основы общего менеджмента.

17. Менеджмент как социальное управление организацией. Базовые понятия системы (организации) и управления. Организация как самоуправляемая система: субъект управления, объект управления, предмет управления, открытая и закрытая система, внешняя и внутренняя среда организации.

18. Управление как вид общественного труда и как системный процесс в организации. Основные принципы управления социальными системами. Разделение и специализация управленческого труда в системе менеджмента (вертикальная и горизонтальная). Основные функциональные роли менеджера.

19. Основные методологические подходы к разработке менеджмента организации: системный, процессный, ситуационный и программно-целевой. Менеджмент как система и вид деятельности, как наука и как искусство.

20. Основные методические инструменты анализа проблемных ситуаций в менеджменте организации: экономическое моделирование (сущность, содержание и виды моделей), «черный ящик» организации, организационный механизм самоуправления системы, управленческий контур, структурно-функциональная декомпозиция организации (дерево целей), композиционный анализ проблемной ситуации организации (матрица).

21. Основные методы управления социальными системами (организациями): виды методов - экономического, административно-правового и социально-психологического субъектно-объектного воздействия, типы методов – прямого (персонального) и косвенного (организационного) воздействия.

22. Планирование как функция менеджмента: виды и формы. Сущность планирования (система пропорций распределения ресурсов) и содержание планирования (система показателей распределения ресурсов) по целям и во времени. Стратегическое и оперативное планирование.

23. Организация как функция менеджмента: принципы, характеристика. (Организационное структурирование и делегирование полномочий. Соотношение централизации и децентрализации в управлении).

24. Мотивация как функция менеджмента: принципы, характеристика. Основные теории мотивации (содержательные и процессуальные).

25. Контроль как функция менеджмента: виды, характеристика. Контроль и анализ результатов управления (контроль, координация и регулирование).

Наши рекомендации