Тема № 3. Основные положения организационно-технической теории Ф. Тейлора и его последователей.

Появление в США первых научных трудов Ф. Тейлора по менеджменту. Биография Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 – 1915). Основные труды – доклад «Система сдельной оплаты»(1895 г.), «Управление фабрикой» (1903 г.), «Искусство резания металлов» (1906 г.), «Принципы научного менеджмента» (1911). Вклад Тейлора в становление научного менеджмента: стандартизация рабочих операций, внедрение научных подходов подбора и расстановки кадров, разработка методов стимулирования труда, признание того, что работа и ответственность между рабочими и менеджерами должна делиться поровну, выделение планирования в отдельный процесс управления, утверждение менеджмента в качестве самостоятельной деятельности.

Последователи Тейлора - К. Барт (1860 – 1939), Х. Хатауэй (1878 – 1944), Ф. Гилбретт (1868 – 1924), Л. Гилбретт (1878 – 1972), Г Ганнт (1861 – 1919), Х Эмерсон (1853 – 1931), М. Кук, У. Кларк. Внедрение Ганнтом анализа производственных процессов в целом, оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия. Применение Ф. Гилбретт фотоаппарата и кинокамеры для анализа путей рационализации труда. Исследование Л. Гилбретт вопросов управления кадрами и их научного подбора. Разработка Х Эмерсоном 12 принципов производительности. Расширение Куком сферы применения научного менеджмента от промышленных предприятий до высших учебных заведений, правительственных учреждений. Пропагандирование и распространенение Кларком идей производственной эффективности как цели менеджмента.

Тема № 4. Основные положения административной (классической) школы управления Анри Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера.

Историко-экономические и теоретические предпосылки появления в Западной Европе системы научного менеджмента организаций. Биография Анри Файоля (1841 – 1925) и его главный труд «Общее и промышленное управление» (1916). Разработка Файолем классической административной школы управления, рассматривающей управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Формирование теории управления организацией как системой. Внедрение формализованного описания работы управляющих. Выделение 6 групп взаимозависимых операций на предприятии: технических, коммерческих, финансовых, страховых, учетных, административных. Определение основных функций управления, образующих содержание группировки административных операций: планирование, организация, руководство, координация и контроль. Разработка 14 принципов научного управления. Последователи и ученики Анри Файоля: Дж. Муни (США), А Рейли - представление принципов менеджмента как процессов и как результаты, Л. Эрвик (Англия) - определение научного исследования как основы административного управления.

Теория идеального типа административной организации – бюрократии, разработанной Максом Вебером (1864 – 1920). Предприятие как механизм, представляющий собой комбинацию основных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Главный фактор успеха на рынке – снижение издержек. Главное внимание – внутренней экономичности, характеризующейся затратами на единицу продукции. Бюрократия как эффективная форма человеческой организации и минимизации издержек.

Тема 5. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы менеджмента Э. Мэйо и его последователей

Историко-экономические и теоретические предпосылки появления в США социально-психологического направления научного менеджмента – школы человеческих отношений и поведенческих наук. Школа промышленных психологов Гуго Мюнстерберга (1863-1916) и его работа «Психология и промышленная эффективность». Разработка основ психотехники (подбор, совместимость, тестирование кадров). Социально-психологические исследования Мэри Фоллетт (1868-1933) и ее работа «Новое государство» (1920).

Элтона Мэйо (1880–1949) – основоположник концепции «человеческих отношений». Хоторнские эксперименты Мэйо и Ретлисбергера на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» (близ Чикаго). Разработка и вынесение теории мотивации за рамки экономической и организационной функции научного менеджмента. Формирование бихевиористской (поведенческой) школы научного управления. Попытка Фоллетт соединить в единое целое теорию менеджмента Тейлора, административную школу Файоля и школу человеческих отношений.

Наши рекомендации