Российская модель менеджмента

Построение социалистического общества в СССР и утверждение новой экономической системы потребовало создания общественной организации управления социалистическим производством и обществом. В становление и развитие теории и практики управления в нашей стране внесли значительный вклад отечественные ученые: Александр Александрович Богданов, Алексей Капитонович Гастев, Осип Аркадьевич Ерманский, Платон Михайлович Керженцев, Николай Алексеевич Амосов.

В развитии научной теории управления следует прежде всего отметить А.А. Богданова (1873-1928). Свои основные идеи он изложил в докладе на тему «Организационная наука и хозяйственная планомерность», а также в монографии под названием «Всеобщая организационная наука (тектология)». А.А. Богданов считал, что созерцательная философия должна быть отброшена и заменена всеобщей организационной «строительной» наукой  тектологией (от греческого «строю»). Целью тектологии является превращение мира в организационное целое, более совершенное, чем это было ранее. Всю управленческую деятельность А.А. Богданов сводил к соединению и разъединению наличных элементов. Неизменные первичные элементы им были названы «конъюгациями», а соединительные элементы  «ингрессии». В основу всеобщей организационной науки А.А. Богданов положил механизм из физико-химических наук. Он создал теорию равновесия. По мнению А.А. Богданова, любая управленческая задача, требующая своего разрешения, состоит из целого ряда элементов. Достижение успеха заключается в нахождении наиболее рационального расположения этих элементов.

В этом и состоит содержание организационной деятельности.

Созданная система научной организации труда (НОТ) должна была решать триединую задачу: исследование  обучение  практическая реализация достижений по рационализации и совершенствованию управления организацией. Для популяризации рационализаторских идей печатались многочисленные центральные и местные журналы НОТ. Особая роль в движении НОТ придавалась Академии наук. Развитие самой Академии оказало влияние на развитие различных отраслей знаний, нарастающими темпами разворачивались исследования в области естественных и общественных наук.

Для координации работ институтов, контроля и опытной проверки результатов, организации научно-технической экспертизы и организации проведения прикладных исследований при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) в 1918г. был создан Научно-технический отдел (НТО).

Первым институтом, наделенным широкими полномочиями по организации исследований, учебной и практической работы по внедрению рационализаций, был Институт труда (ЦИТ), основанный в 1920 году и возглавляемый А.К. Гастевым (1882-1941). А.К. Гастев сформулировал и обосновал концепцию получившую название «трудовые установки». Роль этого ученого в процессе формирования российской модели менеджмента была значительна. Исследовательский процесс ЦИТ включал следующие этапы научной деятельности:

- создать аналитические схемы исследуемого производства и профессии;

 составить квалифицированные характеристики в форме графика качества;

 построить на основе графика качества лабораторных исследований и экспериментирования методику инструктажа;

осуществить конструирование аппаратуры;

 разработать методику контроля;

 проверить методику в лабораторном и натуральном эксперименте;

 сделать клинический анализ контрольных данных;

 провести циклическое обновление методики на основании клинического анализа.

Для проведения исследовательской деятельности и дальнейшего внедрения рационализаторских предложений институт использовал созданные им на предприятиях и в учреждениях опытные станции. Совместная работа ЦИТ и подразделений института, входящих в структуру предприятий и учреждений, позволяла охватить своими исследованиями и процессы управленческого труда во всех отраслях и на всех уровнях, а также отработать эффективную схему внедрения научных результатов. На быстроту внедрения влияла и продуманная организация. Обработка методики проводилась в лабораториях института, доводка  на экспериментальных заводах. В дальнейшем методика принималась внедренческой бригадой завода, состоящей из квалифицированных организаторов, технологов, наладчиков, мастеров. В ЦИТ разрабатывались методики обучения персонала. За 3-6 месяцев они готовили квалифицированного рабочего (для сравнения: в школах фабрично-заводского ученичества готовили 3-4 года). В первой половине 1922 г. для обучения в ЦИТ были одновременно открыты следующие курсы: инструкторов производства («И»); промышленных администраторов («А»);

промышленных инструкторов («Б»). Во второй половине 1922 г. при учебном отделе ЦИТ был открыт факультет администраторов. Примечательным является то, что при подготовке управленческих работников наряду с передачей знаний ставились и задачи создания у будущих администраторов необходимых волевых качеств.

Важным событием в становлении российской модели управления явилось решение о создании в 1926 г. Государственного института техники управления (ИТУ). О статусе и будущей роли ИГУ говорит то, что в состав ученого совета института входили представители ВСНХ, путей сообщения, финансов, почт и телеграфа, торговли, представители ЦК профсоюза совторгслужащих. С момента своего основания институт стал выпускать журнал «Техника управления» и в качестве основного направления исследований принял методологию научного управления социалистическим производством. Именно в этом научном учреждении отрабатывались методики перехода от производственных операций к структуре и функциям. В 1930 г. институт был закрыт в связи с «недостатками» в работе и увлеченностью идеями Ф. Тэйлора, а журнал стал выпускаться под названием «Организация управления».

В 1920-х гг. вопросы методологии управления производством были предметом дискуссий не только научно-исследовательских институтов, но и руководителей партий и правительства. Главными в этих дискуссиях были вопросы о том, какая роль отводится государству, как осуществлять управление экономикой всей страны, должно ли государственное регулирование принять форму планового управления из единого центра или осуществлять регулирование рыночных отношений. После долгих дебатов победила позиция разработчиков единого централизованного планирования. С начала 1930-х и до середины 1980-х гг. российская модель менеджмента разрабатывалась на основе методологии согласованного ведения хозяйства и управления из единого центра. Большой вклад в разработку этой методологии сделал Станислав Густавович Струмилин (1877-1974). Его идея планового экономического регулирования в условиях разрухи и бедственного положения народа нашла много сторонников. Путем проб и ошибок ученые создавали принципиально новые подходы и методы управления народным хозяйством.

Сама разработка народно-хозяйственного плана потребовала создания методологического инструментария прогнозирования и планирования. Искусству и науке управления организацией были предписаны серьезные ограничения в качестве принципов управления социалистическим производством и ресурсов, которые определялись единым народнохозяйственным планом и его обязательным выполнением. Все предприятия и организации находились в прямой зависимости от запланированных («спущенных сверху») объемов ресурсов и выпуска продукции. В этом случае функции менеджеров сводились к изучению и организации выполнения утвержденного плана. Функция планирования определялась как главная функция управления.

Для осуществления планирования в столь крупных масштабах тре-бовались особые подходы, процедуры агрегирования (объединение в группы продуктов, предприятий, отраслей) и дезагрегирования (разделения группы на подгруппы), согласования (в силу необходимой последовательности расчета, зависимости многих показателей развития) и оптимизации (выбора наилучшего решения с точки зрения принятого критерия). Таких сложных процессов требовала новая система учета, сбора, обработки, хранения и использования информации. В феврале 1923 г. С. Г. Струмилин в Госплане выступил с докладом о балансе народного хозяйства, его структуре и возможностях использования в процессе планирования. Идея баланса разрабатывалась и другими учеными и впоследствии использовалась для планирования развития отраслей, крупных промышленных комплексов, отдельных регионов, межотраслевых и межрегиональных связей. Особый вклад в разработку методологии прогнозирования и планирования развития народного хозяйства с помощью экономико-математических моделей и методов внесли различные экономические институты.

Балансовые методы планирования использовались на протяжении всего существования единой централизованной системы управления народным хозяйством. Методологический и методический инструментарий, который разрабатывали советские ученые, часто ис-пользовался в других странах. В частности, за эффективность экономико-математических моделей раскроя материалов академику Л.В. Канторовичу в 1975 г. была присуждена Нобелевская премия в области экономики.

Задачи централизованного управления экономикой оказались очень сложными. В народном хозяйстве СССР к началу 1980-х гг. функцио-нировали сотни тысяч предприятий, производящих несколько миллионов наименований товаров и услуг. Каждое министерство для разработки годового плана использовало свыше полумиллиона документов, а в Госплане СССР обрабатывалось свыше 7 млн. документов, включающих 47 млн. показателей. В Вычислительном центре при Госплане СССР для разработки годового плана осуществлялось 83 млрд. подсчетов.

Эти цифры отражают только одну сторону сложности управления. Но и эта сторона требовала концептуального пересмотра используемой модели менеджмента.

Одним из направлений совершенствования управления экономикой было широкое использование автоматизированных систем управления (АСУ). С 1965 по 1980 г. были разработаны и внедрены в производство АСУ отрасли, АСУ предприятия, автоматизированные системы обработки экономической информации. Широкое внедрение вычислительной техники в процессы управления организациями сопровождалось открытием новых специальностей: кибернетика, экономическая кибернетика, вычислительная техника. АСУ сделали прорыв в понимании новых возможностей управления организацией, но не решили главную задачу, поставленную партией и правительством.

Управлять экономикой с помощью АСУ стало не проще, а дороже. Централизованная система управления в среде ученых и государственных деятелей все чаще стала называться «затратной экономикой».

Глубокий анализ затратной системы управления, проведенный российскими учеными, руководителями предприятий, «директорским корпусом» страны позволил осознать правительству страны необходимость реформирования управления экономикой. С начала 80-х и до начала 90-х гг. 20 в. учеными разрабатывались различные идеи и программы (варианты внерыночного развития, рыночного развития, регулируемой рыночной экономики) совершенствования управления, и каждый из них в той или иной степени опирался на рыночные отношения.

В начале 1990-х гг. Россия выбрала путь рыночного развития с преобладанием частной собственности, что привело к разрушению командно-административной экономики и централизованной системы

управления экономикой страны. События 1991 г. ознаменовали завершение социалистического этапа развития, а вместе с этим и окончание очередного этапа эволюции управленческой мысли в стране. Но развитие взглядов на управление социалистическим производством, происходившее все предыдущие годы, послужило основой для проведения в середине 1990-х гг. революционной перестройки политической и экономической систем управления в нашей стране. Перестройка привела к разрушению десятилетиями слагавшейся системы централизованного управления, к экспериментированию различными формами демократического управления. Проведенная в стране приватизация позволила решить следующие задачи: создать основу рыночной экономики и многообразные формы собственности, сформировать слой частных собственников и конкурентную среду, внедрить в экономику различные организационно-правовые формы предприятий и предпринимательской деятельности.

Реализация этих мероприятий фактически привела к созданию в стране новой системы управления производством и экономикой в целом.

Базовыми принципами современного российского менеджмента являются следующие:

 использование в управлении концепции государственного регулирования экономики;

 свобода выбора концепций для создания оптимальный модели управления экономикой;

управление на основе постоянных инноваций;

 отказ от чрезмерной централизации управления экономикой;

 выработка компаниями и бизнесом стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения;

 повышение конкурентоспособности продукции и предприятий на внутреннем и внешнем рынке;

 введение индикативного планирования экономики;

 совершенствование методов мотивации и управления персоналом организации и стимулирование их труда;

 развитие и постоянное совершенствование практики управления экономикой страны;

 качественное совершенствование информационной и коммуникационной базы управления;

 организация мониторинга управленческих процессов;

возрастание значимости управления интеллектуальным капиталом;

 создание системы социальной защиты и социального обеспечения населения страны.

Наши рекомендации