Тема 18. Российская модель современного менеджмента.
Экономические реформы конца ХХ века и переход практики промышленного управления в России к научному менеджменту. Исторические особенности, условия и факторы формирования и развития современной российской модели менеджмента. Российские национальные традиции хозяйственного и общественно-политического управления. Сравнительный анализ российского менеджмента. Человеческий фактор в российском менеджменте. Инфраструктура российского менеджмента. Управление конкурентоспособностью в российском менеджменте. Проблема эффективности менеджмента.
Возникновение и развитие российского стратегического корпоративного менеджмента. Стратегическое планирование и программирование в российском менеджменте. Характерные черты и специфика механизмов российской модели государственного регулирования экономики.
Раздел III. Тематические планы изучения дисциплины «История менеджмента»
3.1. Тематический план
изучения дисциплины «История менеджмента» на очном отделении .
Трудоемкость – 126 ч., аудиторные – 60 ч., лекции – 32 ч., практические занятия – 28 ч.
Сам. работы – 66часов. Отчетность: Экзамен.
№ | Тема занятия: | общ. труд. | аудиторные | сам. раб. | |||
всего | лекц. | прак. | |||||
Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента. | |||||||
Тема № 1. Введение в историю менеджмента. Основные этапы исторического развития управленческих взглядов и концепции. | - | ||||||
Тема № 2. Историческое развитие организации хозяйственного управления в доиндустриальной экономике. | - | ||||||
Тема № 3.Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента. | |||||||
Тема № 4. Историко-экономические условия и национальные особенности формирования и развития в России донаучного управления. | - | ||||||
Раздел II. Возникновение и развитие научного менеджмента в первой половине ХХ века. | |||||||
Тема № 5. Основные положения школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей. | |||||||
Тема № 6. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера. | |||||||
Тема 7. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы менеджмента Э. Мэйо и его последователей | |||||||
Тема 8.Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики». | |||||||
Раздел III. Развитие научного менеджмента в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века. | |||||||
Тема 9. Эмпирическая и поведенческая школы современного научного менеджмента | |||||||
Тема 10. Возникновение и развитие школы ситуационного подхода в современном научном менеджменте | |||||||
Тема 11. Возникновение и развитие школы системного подхода в современном научном менеджменте | |||||||
Тема 12. Возникновение и развитие в современном научном менеджменте школы социальных систем. | |||||||
Тема 13.Возникновение и развитие проектного управления в современном менеджменте. | |||||||
Тема 14.Развитие в России теории управления общественным производством в условиях командно-административной экономики. | |||||||
Раздел V.Национальные модели и особенности современного менеджмента. | |||||||
Тема 15.Американская модель современного менеджмента. | |||||||
Тема. 16. Западноевропейская модель современного менеджмента. | |||||||
Тема 17. Японская (азиатская) модель современного менеджмента. | |||||||
Тема. 18. Российская модель современного менеджмента. | |||||||
Всего: | |||||||
3.2. Тематический план
изучения дисциплины «История менеджмента» на заочном отделении.
Трудоемкость – 126 ч., аудиторные –16 ч. Сам. работа –110часов. Отчетность: Экзамен.
№ | Тема занятия: | общ. труд. | аудиторные | сам. раб. | |||
всего | лекц. | прак. | |||||
Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента. | |||||||
Тема № 1. Введение в историю менеджмента. Основные этапы исторического развития управленческих взглядов и концепции. | |||||||
Тема № 2. Историческое развитие организации хозяйственного управления в доиндустриальной экономике. | |||||||
Тема № 3.Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента. | |||||||
Тема № 4. Историко-экономические условия и национальные особенности формирования и развития в России донаучного управления. | |||||||
Раздел II. Возникновение и развитие научного менеджмента в первой половине ХХ века. | |||||||
Тема № 5. Основные положения организационно-технократической школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей. | |||||||
Тема № 6. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера. | |||||||
Тема 7. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы менеджмента Э. Мэйо и его последователей | |||||||
Тема 8.Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики». | |||||||
Раздел III. Развитие научного менеджмента в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века. | |||||||
Тема 9. Эмпирическая и поведенческая школы современного научного менеджмента | |||||||
Тема 10. Возникновение и развитие школы ситуационного подхода в современном научном менеджменте | |||||||
Тема 11. Возникновение и развитие школы системного подхода в современном научном менеджменте | - | - | |||||
Тема 12. Возникновение и развитие в современном научном менеджменте школы социальных систем. | - | - | |||||
Тема 13.Возникновение и развитие проектного управления в современном менеджменте. | |||||||
Тема 14.Развитие в России теории управления общественным производством в условиях командно-административной экономики. | |||||||
Раздел V.Национальные модели и особенности современного менеджмента. | |||||||
Тема 15.Американская модель современного менеджмента. | |||||||
Тема. 16. Западноевропейская модель современного менеджмента. | |||||||
Тема 17. Японская (азиатская) модель современного менеджмента. | |||||||
Тема. 18. Российская модель современного менеджмента. | |||||||
Всего: | |||||||
3.3. Тематический план
изучения дисциплины «История менеджмента» на заочном (второе высшее) отделении.
Трудоемкость – 126 ч., аудиторные –16 ч. Сам. работа –110часов. Отчетность: Экзамен.
№ | Тема занятия: | общ. труд. | аудиторные | сам. раб. | |||
всего | лекц. | прак. | |||||
Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента. | |||||||
Тема № 1. Введение в историю менеджмента. Основные этапы исторического развития управленческих взглядов и концепции. | |||||||
Тема № 2. Историческое развитие организации хозяйственного управления в доиндустриальной экономике. | |||||||
Тема № 3.Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента. | |||||||
Тема № 4. Историко-экономические условия и национальные особенности формирования и развития в России донаучного управления. | |||||||
Раздел II. Возникновение и развитие научного менеджмента в первой половине ХХ века. | |||||||
Тема № 5. Основные положения организационно-технократической школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей. | |||||||
Тема № 6. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера. | |||||||
Тема 7. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы менеджмента Э. Мэйо и его последователей | |||||||
Тема 8.Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики». | |||||||
Раздел III. Развитие научного менеджмента в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века. | |||||||
Тема 9. Эмпирическая и поведенческая школы современного научного менеджмента | |||||||
Тема 10. Возникновение и развитие школы ситуационного подхода в современном научном менеджменте | |||||||
Тема 11. Возникновение и развитие школы системного подхода в современном научном менеджменте | - | - | |||||
Тема 12. Возникновение и развитие в современном научном менеджменте школы социальных систем. | - | - | |||||
Тема 13.Возникновение и развитие проектного управления в современном менеджменте. | |||||||
Тема 14.Развитие в России теории управления общественным производством в условиях командно-административной экономики. | |||||||
Раздел V.Национальные модели и особенности современного менеджмента. | |||||||
Тема 15.Американская модель современного менеджмента. | |||||||
Тема. 16. Западноевропейская модель современного менеджмента. | |||||||
Тема 17. Японская (азиатская) модель современного менеджмента. | |||||||
Тема. 18. Российская модель современного менеджмента. | |||||||
Всего: | |||||||
3.4. Тематический план
изучения дисциплины «История менеджмента» на очно-заочном отделении.
Трудоемкость – 126 ч., аудиторные – 18 ч. Сам. работа –108часов. Отчетность: Экзамен.
№ | Тема занятия: | общ. труд. | аудиторные | сам. раб. | |||
всего | лекц. | прак. | |||||
Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента. | |||||||
Тема № 1. Введение в историю менеджмента. Основные этапы исторического развития управленческих взглядов и концепции. | |||||||
Тема № 2. Историческое развитие организации хозяйственного управления в доиндустриальной экономике. | |||||||
Тема № 3.Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента. | |||||||
Тема № 4. Историко-экономические условия и национальные особенности формирования и развития в России донаучного управления. | |||||||
Раздел II. Возникновение и развитие научного менеджмента в первой половине ХХ века. | |||||||
Тема № 5. Основные положения организационно-технократической школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей. | |||||||
Тема № 6. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера. | |||||||
Тема 7. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы менеджмента Э. Мэйо и его последователей | |||||||
Тема 8.Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики». | |||||||
Раздел III. Развитие научного менеджмента в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века. | |||||||
Тема 9. Эмпирическая и поведенческая школы современного научного менеджмента | |||||||
Тема 10. Возникновение и развитие школы ситуационного подхода в современном научном менеджменте | |||||||
Тема 11. Возникновение и развитие школы системного подхода в современном научном менеджменте | |||||||
Тема 12. Возникновение и развитие в современном научном менеджменте школы социальных систем. | |||||||
Тема 13.Возникновение и развитие проектного управления в современном менеджменте. | |||||||
Тема 14.Развитие в России теории управления общественным производством в условиях командно-административной экономики. | |||||||
Раздел V.Национальные модели и особенности современного менеджмента. | |||||||
Тема 15.Американская модель современного менеджмента. | |||||||
Тема. 16. Западноевропейская модель современного менеджмента. | - | - | |||||
Тема 17. Японская (азиатская) модель современного менеджмента. | |||||||
Тема. 18. Российская модель современного менеджмента. | |||||||
Всего: | |||||||
IV. Библиографический список по дисциплине «История менеджмента»
4.1. Основная литература:
1. Кравченко А. И. История менеджмента: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Академический проспект, 2003.
2. Чудновская С.Н. История менеджмента: Учебник для вузов. – СПб,: Издательский дом «Питер», 2004.
3. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2005.
4.2. Дополнительная литература:
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Михалева Е.П. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
3. Михалева Е.П. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
4. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.
5. Руденко В.И. Менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
6. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. – СПб.: Издательский дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.
7. История экономики: Учебник /под ред. О.Д.Кузнецовой и И.Н. Шапкина. – М: ИНФРА-М, 2000.
8. Менеджмент (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2003.
9. Менеджмент (конспект лекций в схемах). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
V. Планы проведения семинарских занятий по дисциплине
«История менеджмента».
Семинар 1. Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента.
Вопросы:
1. Промышленный переворот в Западной Европе и возникновение фабрично-заводской формы организации производства.
2. Выделение английскими предпринимателями инженерно-технических и социально-психологических аспектов организации промышленного производства и внедрение патерналистского стиля руководства на английских фабриках.
3. Особенности промышленного развития США в последней трети XIX – начале ХХ веков и влияние проблема эффективности использования техники при дороговизне человеческого на развитие менеджмента в американской экономике.
4. Развертывание в США исследований рационализации организации промышленного труда и формирование нового подхода к соотношению управления и техники в предпринимательстве.
5. Разработка и внедрение положений «фордизма» в американскую практику промышленного управления.
Реферативные доклады:
· Манчестер – центр формирования донаучного промышленного менеджмента в эпоху промышленного переворота.
· Превращение Филадельфии в новый мировой центр развития научного промышленного менеджмента в эпоху технической революции конца XIX-го - начала XX-го вв.
Семинар 2. Основные положения школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей.
Вопросы:
1. Историко-экономические и теоретические предпосылки возникновения научного менеджмента США. Превращение Филадельфии в новый мировой центр развития промышленного менеджмента.
2. Вклад Тейлора в становление научного менеджмента.
3. Вклад Ф. Гилбретт, Л. Гилбретт в становление научного менеджмента
4. Вклад Ф. Г Ганнта в становление научного менеджмента
5. Вклад М. Кука и У. Кларка в становление научного менеджмента.
Реферативные доклады:
· Биография и основные труды Фредерика Уинслоу Тейлора.
· Разработка Х. Эмерсоном 12 принципов производительности.
· Критически анализ концепции «научного менеджмента» Ф. Тейлора.
Семинар 3. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера.
Вопросы:
1. Историко-экономические и теоретические предпосылки появления в Западной Европе системы научного менеджмента организаций.
2. Разработка Файолем научных основ классической административной школы управления, рассматривающей управление как универсальный процесс.
3. Выделение 6 групп взаимозависимых операций и основных функций управления.
4. Разработка А. Файолем 14 принципов научного управления.
5. Вклад последователей и учеников Анри Файоля Дж. Муни (США), А Рейли, Л. Эрвика в становление научного менеджмента.
Реферативные доклады:
· Биография Анри Файоля и его главный труд «Общее и промышленное управление».
· Основные положения теории идеальной административной организации – бюрократии Макса Вебера.
· Критически анализ концепции административного управления Анри Файоля.
Семинар 4. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы научного менеджмента Э. Мэйо и его последователей
Вопросы:
1. Историко-экономические и теоретические предпосылки появления в США социально-психологического направления научного менеджмента.
2. Хоторнские эксперименты Мэйо и Ретлисбергера на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» (близ Чикаго).
3. Вынесение теории мотивации за рамки экономической и организационной функции научного менеджмента.
4. Формирование бихевиористской (поведенческой) школы научного управления.
5. Критически анализ концепции человеческих отношений.
Реферативные доклады:
· Биография и основные труды Э. Мэйо.
· Социально-психологические исследования Гуго Мюнстерберга и Мэри Фоллетт.
Семинар 5. Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики».
Вопросы:
1. Разработка методики рационализации трудовых процессов (Москва) и концепции управления заводским хозяйством в России (Санкт-Петербург)в конце XIX – начале ХХ веков.
2. Появление в России тейлоризма и формирование конструктивного и критического подходов к его теории.
3. Организационно-техническое направления развития менеджмента в России в условиях «новой экономической политики».
4. Социально-организационное направления развития менеджмента в России в условиях «новой экономической политики».
5. Вклад Ф.Р. Дунаевского, А.Ф. Журавского, О.А. Ерманского в разработку теоретических основ и практических методик научной организации труда на предприятиях.
Реферативные доклады:
· Переход к «новой экономической политике» и развертывание теоретических исследовании научной организации труда в России в 20-х годах ХХ века.
· Концепция тектологии А.А. Богданова
· Концепция научной организации труда А.А. Гастева.
Семинар 6. Возникновение и развитие эмпирической и ситуационного подхода школ в современном менеджменте.
Вопросы:
1. Теоретико-методологические основы эмпирической школы менеджмента.
2. Проблема формирования единой теории управленческой деятельности.
3. Формирование и развитие концепции ситуационного подхода в управлении как базы объединения различных школ менеджмента.
Реферативные доклады:
· Концепция эмпирического менеджмента П. Друкера
· Концепция эмпирического менеджмента У. Ньюмена.
· Вклад Р. Моклера в развитие ситуационной теории менеджмента.
Семинар 7. Возникновение и развитие поведенческой школы в современном менеджменте.
Вопросы:
1. Теоретико-методологические основы бихевиористской (поведенческой) школы менеджмента.
2. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
3. Формирование и развитие концепции ситуационного подхода в управлении как базы объединения различных школ менеджмента.
Реферативные доклады:
· Вклад Маслоу и МакКлелланда в развитие поведенческой теории менеджмента.
· Вклад Ф. Херцберга и Д. Макгрегора в развитие поведенческой теории менеджмента.
· Вклад У. Джемса, Портера и Лоулера в развитие поведенческой теории менеджмента.
Семинар 8. Возникновение и развитие школы системного подхода в современном менеджменте.
Вопросы:
1. Основные этапы формирования и развития новой школы науки управления: системного подхода в менеджменте.
2. Сущность системного подхода в управлении.
3. Концепция системного подхода Л. Берталанфи.
4. Работы Б. Рудвика по системному анализу. Классификация структурированности управленческих проблем.
Реферативные доклады:
· Связь новой школы науки управления с развитием кибернетики, электронно-вычислительной техники, экономико-математического моделирования.
· Разработка Дж. Форрестером имитационной динамической модели организационной системы промышленного предприятия.
Семинар 9.Возникновение и развитие в современном менеджменте школы социальных систем.
Вопросы:
1. Разработка Ч Бернардом на основе системного подхода целостной теории организации управления. Выделение формальных и неформальных структур в социальной организации.
2. Развитие концепции «социальных систем» Г. Саймоном. Анализ соотношения понятий «принятие решений» и «управление».
3. Развитие концепции «социальных систем» Ф. Селзником: институциональное воплощение тотальных целей организации как одна главных задач руководства.
4. Развитие концепции «социальных систем» Э. Голднером. Соотношение рациональной и естественной систем.
5. Развитие концепции «социальных систем» А. Этциони. Организация как сложный агрегат, в котором взаимодействует множество социальных групп.
Реферативные доклады:
· Исторические и теоретические предпосылки возникновения и развития в современном менеджменте во второй половине ХХ века школы социальных систем.
· Ч Бернард как духовный отец современной школы социальных систем и его основные работы.
Семинар 10. Возникновение и развитие школы проектного управления в современном менеджменте.
Вопросы:
1. Основные этапы исторического развития проектного управления за рубежом.
2. Применение системного анализа к управлению проектами и разработка системы управления планирование-программирование-бюджетирование (ППБ) для управления финансовыми подсистемами корпораций.
3. Разработка в США метода критического пути(СРМ)с программной реализацией на ЭВМ, системы оценки и пересмотра планов проектов и программ (PERT).
4. Разработка в США целостной системы материально-технического обеспечения (1966) и системы сетевого планирования GЕRТ(1966).
Реферативные доклады:
· Разработка концепция программно-целевого управления (80-е годы).
· Внедрение системных методов управления финансами в контексте управления проектно-ориентированной деятельностью организации посредством системы «планирование-программирование-бюджет» (ППБ).
· Разработка и развитие методов и техники сетевого планирования и управления (СПУ).
Семинар 11.Американская модель современного менеджмента.
Вопросы:
1. Исторические предпосылки, условия и факторы формирования американской модели американского менеджмента.
2. Характеристика отличительных черт американской национальной модели менеджмента
3. Сравнительный анализ американского менеджмента с европейским и японским.
4. Инфраструктура американского менеджмента.
Реферативные доклады:
· Основные исторические особенности американского менеджмента.
· Человеческий фактор в американском менеджменте.
Семинар 12.Западноевропейская модель современного менеджмента.
Вопросы:
1. Исторические предпосылки, условия и факторы формирования западноевропейской теории и практики менеджмента
2. Сравнительный анализ европейского менеджмента.
3. Характеристика отличительных черт и сходства национальных моделей европейского менеджмента.
4. Человеческий фактор и конкурентоспособность в европейском менеджменте.
Реферативные доклады:
· Основные исторические особенности европейского менеджмента
· Особенности формирования английской, французской, немецкой и шведской модификаций европейского менеджмента.
Семинар 13. Японская (азиатская) модель современного менеджмента.
Вопросы:
1. Исторические предпосылки, условия и факторы формирования японской модели менеджмента.
2. Характеристика отличительных черт национальной японской модели менеджмента
3. Сравнительный анализ японского менеджмента. Человеческий фактор в японском менеджменте.
4. Переход управления конкурентоспособностью в тотальный менеджмент качества в японском менеджменте.
5. Характерные черты и особенности либеральной модели государственного регулирования экономики в Японии.
Реферативный доклад:
· Основные исторические особенности японского менеджмента.
· Комплексное управление качеством и формирование системы «Канбан» и кружков качества в Японии.
Семинар 14. Российская модель современного менеджмента.
Вопросы:
1. Исторические предпосылки, условия и факторы формирования российской модели менеджмента.
2. Характеристика отличительных черт национальной российской модели менеджмента.
3. Сравнительный анализ российского менеджмента.
4. Управление конкурентоспособностью и проблема эффективности в российском менеджменте.
Реферативные доклады:
· Основные исторические особенности российского менеджмента.
· Российские национальные традиции хозяйственного и общественно-политического управления.
VI. Контрольные материалы по дисциплине «История менеджмента»
6.1. Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «История менеджмента».
1. Предмет, метод и место истории менеджмента среди других экономических и управленческих наук
2. Управленческие революции в истории менеджмента.
3. Организация общественно-хозяйственного управления в аграрной экономике средневековой Западной Европы.
4. Организация общественно-хозяйственного управления в городской экономике средневековой Западной Европы.
5. Возникновение и развитие в Западной Европе мануфактурной формы организации производства. Рассеянная и централизованная, гетерогенная и органическая мануфактура.
6. Исторические особенности российского управленческо-хозяйственного развития как составной части мировой управленческой истории.
7. Влияние реформ Петра I на совершенствование управления экономикой и производством в XVIII веке.
8. Промышленный переворот и формирование в Западной Европе фабрично-заводской организации производства.
9. Возникновение в Англии парадигмы донаучного промышленного менеджмента. Манчестер - центр формирования донаучного менеджмента.
10. Выделение английскими предпринимателями, инженерами и учеными (Аркрайт, Уатт, Болтон, Баббедж, Джевонс. Оуэн) инженерно-технических и социально-психологических аспектов организации управления промышленным производством.
11. Завершение индустриализации ведущих промышленных стран и формирование интегрированных корпоративных систем организации индустриального производства. Соотношение: предприятие, компания, корпорация, интегрированная корпоративная структура, ТНК.
12. Развертывание в Американском обществе инженеров-механиков исследований рационализации организации промышленного труда. Филадельфии - центр формирования научного промышленного менеджмента.
13. Разработка и внедрение положений «фордизма» в американскую практику промышленного управления.
14. Вклад Ф.Тейлора в становление научного менеджмента: стандартизация рабочих операций, внедрение научных подходов подбора и расстановки кадров, разработка методов стимулирования труда.
15. Вклад последователей Ф. Тейлора (Ф. Гилбретт, Л. Гилбретт, Г. Ганнта, Х Эмерсона, У. Кларка) в становление и развитие научного менеджмента.
16. Разработка А. Файолем классической административной школы управления, рассматривающей управление как универсальный процесс. Вклад последователей А. Файоля (Дж. Муни, А Рейли, Л. Эрвик) в становление и развитие научного менеджмента.
17. Теория идеального типа административной организации – бюрократии, разработанная Максом Вебером. Бюрократия как эффективная форма человеческой организации и минимизации издержек.
18. Основные положениясоциально-психологической (человеческих отношений) концепции менеджмента Э. Мэйо.
19. Хоторнские эксперименты Мэйо и Ретлисбергера на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» (близ Чикаго). Основные этапы и научные результаты.
20. Теоретико-методологические основы и основные направления развития эмпирической школы менеджмента.
21. Теоретико-методологические основы бихевиористской (поведенческой) школы менеджмента. Основные разработчики содержательных и процессуальных теорий мотивации.
22. Формирование и развитие новой школы науки управления: системного подхода в менеджменте. Связь новой школы науки управления с развитием кибернетики, электронно-вычислительной техники, экономико-математического моделирования.
23. Сущность системного подхода в управлении. Концепция системного подхода Л. Берталанфи.
24. Развитие теории системного анализа в работах Б. Рудвика. Классификация структурированности управленческих проблем и специфика подходов к их решению.
25. Формирование и развитие концепции ситуационного подхода в управлении как базы объединения различных школ менеджмента. Вклад Р. Моклера в развитие ситуационной теории менеджмента.
26. Основные задачи ситуационного подхода. Развитие ситуационного подхода к анализу организационных структур. Разработка методов исследования операций с позиции системного подхода (Миллер и Стар).
27. Теоретико-методологические основы школы социальных систем современного менеджмента. Разработка Ч Бернардом на основе системного подхода целостной теории организации управления.
28. Развитие концепции «социальных систем» Г. Саймоном. Проблема связи в организационной системе и применение системного анализа к дифференциации целей организации.
29. Развитие концепции «социальных систем» Ф. Селзником: институциональное воплощение тотальных целей организации как одна главных задач руководства. Шесть ключевых аспектов политики организации в целом.
30. Развитие концепции «социальных систем» Э. Голднером. Соотношение рациональной и естественной систем. Понятия организационной напряженности и функциональной автономности.
31. Развитие концепции «социальных систем» А. Этциони. Организация как сложный агрегат, в котором взаимодействует множество социальных групп. Основные ас