Разработки стратегии организации?
Выбор стратегии — центральный момент стратегического управления. Предшествующие этапы стратегического управления при всей своей значимости лишь создают фундамент для формирования стратегии. При этом до настоящего времени не существует единого и признанного подхода к разработке стратегии. Среди широкого разнообразия подходов в стратегическом менеджменте можно выделить несколько принципиально различающихся позиций:
• «Стратегия как результат творчества, неповторимая и уникальная». Сторонники данной позиции склонны считать этап разработки либо творческим, не подлежащим никакой формализации актом, отражающим особенности стратегического видения руководителей организации, либо — в противоположность этой позиции — максимально формализованным, но адекватно отражающим особенности состояния внешней среды и индивидуальности самой организации, что также делает стратегию уникальной и неповторимой.
• «Набор оптимальных стратегий ограничен». Специалисты по стратегическому управлению, придерживающиеся данной точки зрения, считают, что при всем многообразии выбора число действительно эффективных стратегий ограничено, поэтому при формировании стратегии надо 1) стандартизировать условия реализации стратегии и 2) для типовых условий разработать типовой набор эффективных стратегий, т. е. этап разработки стратегии по сути сводится к выбору стратегических решений из перечня в соответствии со стратегической ситуацией.
• «Будущее неопределенно, разработка стратегии — бессмысленна». Стоящие на данной позиции специалисты вообще отрицают возможность реализации данного этапа, считая более актуальной и практически полезной задачу формирования гибкой и адаптивной организации, быстро и эффективно приспосабливающейся к любым изменениям внешней среды.
Несмотря на противоречивость теоретических подходов к разработке стратегии, на практике этот этап, как правило, в той или иной степени формализации присутствует в любой организации. На практике руководители высшего звена комбинируют различные подходы к выработке стратегических решений, что, с одной стороны, позволяет использовать стандартные формализованные подходы, а с другой — обеспечивает уникальность формируемых стратегий.
В то же время цена стратегических решений для организации чрезвычайно высока: ошибки при выборе направления развития, неверно сформулированные задачи, неэффективность принципов и методов стратегического управления могут до такой степени ослабить стратегическую позицию организации, что приведут ее к полному банкротству.
Процесс стратегического выбора состоит из стадий разработки, доводки и анализа (оценки) стратегии. На практике эти стадии трудно разделять, так как они представляют собой различные уровни единого аналитического процесса. Однако по содержанию, методическому и информационному обеспечению эти виды управленческой деятельности имеют свои существенные особенности, которые нельзя игнорировать и целесообразно рассматривать по отдельности.
На первой стадии (разработка стратегичёских альтернатив) создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. При этом важно разработать как можно большее число возможных альтернативных стратегий, привлекая к этой работе не только высших руководителей, но и менеджеров среднего звена. Это позволяет существенно расширить стратегический выбор и не пропустить потенциально лучший вариант.
На второй стадии (доводка стратегии) стратегии во всем их многообразии дорабатываются с учетом развития ситуации во внешней среде и изменений внутренней среды организации. В результате формируется общая стратегия, которая затем наполняется конкретным содержанием, а по отдельным функциональным зонам организации разрабатываются частные стратегии.
На третьей стадии (анализ/оценка стратегии) анализируются альтернативы в рамках выбранной стратегии организации и производится их оценка с точки зрения достижения главных целей и миссии при существующих ограниченных возможностях их реализации.
В результате производится отбор стратегий, в наибольшей степени соответствующих стратегической ситуации. Среди основных критериев оценки стратегических альтернатив на данном этапе выделяются: степень достижения целей организации, соответствие внутренним и внешним условиям бизнеса, минимизация затрат (финансовых средств, времени, ресурсов) для их достижения, снижение рисков и др.
Многофакторность выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых и осуществляется окончательный выбор. Стратегические альтернативы — это набор различных частных стратегий, позволяющих достичь стратегических целей организации во всем их многообразии в рамках выбранной базовой стратегии и ограничений на использование имеющихся ресурсов. Каждая стратегическая альтернатива предоставляет организации разные возможности и характеризуется разными затратами и результатами, что в конечном итоге и определяет стратегический выбор организации.