Тема 3. Методология разработки маркетинговой стратегии организации

Вопросы:

1. Последовательность этапов формирования стратегии;

1. Стратегическое целеполагание;

2. Основные направления маркетинговой стратегии.

1. Маркетинговая стратегия отдельных фирм отличается индивиду­ализмом и оригинальностью. В результате анализа и учета многооб­разных внешних условий развития они стремятся применять формы и методы управленческой деятельности и работы на рынке, не ис­пользуемые другими фирмами. Это позволяет отходить от канонов предпринимательского поведения и избирать оригинальные пути раз­вития.

В современных условиях маркетинговая стратегия фирм приоб­ретает комплексный характер, охватывая все направления ее деятель­ности, и рассчитывается на долгосрочный период. Если ранее фирмы могли обходиться планами на 3-5 лет, то сейчас они вынуждены ори­ентироваться на 10-20 лет вперед. Стратегия в маркетинге получает все большее значение. Еще несколько лет назад стратегический мар­кетинг представлялся прежде всего как определение общего направ­ления деятельности фирмы, ориентированного в будущее и реагиру­ющего на изменение внешних условий. В последнее время основной упор делается на формирование ориентированной на рынок эффективной организационной и управленческой системы и распределение в соответствии с этим управленческих ресурсов фирмы. Иначе говоря, маркетинговая стратегия рассматривается как объединенная система организации всей работы фирмы.

Формирование маркетинговой стратегии можно разбить на этапы, а ее содержание - на ряд подвидов. Общая стратегия базируется на основной концепции развития предпринимательской деятельности фирмы, которая, в свою очередь, основывается на определении глав­ного профиля работы и стратегических зон хозяйствования и учиты­вает соответствующие направления общегосударственных программ экономического и социального развития страны. Далее формируются стратегии по различным отраслям деятельности фирмы, товарам, рынкам, а также функциональные виды стратегий.

В общую стратегию включаются прежде всего товарно-рыночные стратегии, нацеленные на распределение управленческих ресурсов по таким направлениям, как проникновение на рынок, освоение рынка, диверсификация рынка и т.д. Также в общую стратегию фирмы входят стратегии комплектования важнейших зон хозяйствования (так на­зываемая портфельная стратегия), назначение которой - эффектив­ное сбалансирование направлений деятельности фирмы, связанных с получением доходов, разработкой и выпуском на рынок новых то­варов, уходом с рынка, поддержанием имеющегося уровня продаж. К тому же проблемой является то, как в каждой такой стратегической зоне хозяйствования решать вопросы функционального распределе­ния ресурсов и функциональной политики: производственной, мар­кетинговой, финансовой, кадровой и т.д.

Теория и особенно практика маркетинга десятилетиями преодо­левала механистический образ мышления. До сих пор выглядит очень соблазнительным использовать «простые» методы управления по принципу «стимул - реакция»: если уменьшился оборот - удва­ивать рекламу; если произошло затоваривание на складах - снижать цену и т.п. Соблазн «простых» решений - одна из главных опаснос­тей для тех, кто еще только начинает ориентироваться в хитроспле­тениях маркетинга. Однако одномерные подходы ко все более ус­ложняющимся рыночным процессам способны дать в лучшем случае лишь кратковременное облегчение.

Не исключено, что затоваривание - результат излишней центра­лизации складирования или следствие нерасторопности рекламы. А может быть, изменение спроса порождено возросшим экологичес­ким сознанием и надо либо менять технологию изготовления, либо качественно совершенствовать сам продукт. Вариантов много, и все они комбинируются. Если выделить хотя бы 12 компонентов страте­гии маркетинга и представить каждый из них всего лишь в 4 вариантах, то количе­ство теоретически возможных комбинаций составит 412 = 16,7 млн. вариантов! Чтобы приблизиться к оптимальной стратегии, требуется пошаговое движение вперед. Именно такой подход к формированию маркетинговой стратегии предложил не­мецкий маркетолог Г.-Г.Леттау. Вот крат­кое содержание этого подхода.

1-й шаг. Составляется перечень тех эле­ментов стратегии, которые применяет (или собирается применить) фирма. Например: качество товара, широта и глубина ассортимента» скидки с цены и др. Понятно, что для каждого товара или услуги при разных рыночных условиях может существовать свой набор целесообразных элементов стратегии. Так, для изготовителей простейших металлических изделий (метизов) нет проблем сервиса сво­его товара; оказание консультационных услуг не предполагает вопросов их складирования и т.д. Сформированный перечень составит для нас набор строк в будущей матрице альтернатив (вариантов) стратегии.

2-й шаг. Выявляются возможные вариации решения каждой из проблем, отмеченных в перечне. По существу, тем самым мы полу­чаем столбцы и завершаем формирование матрицы альтернатив как первичного проблемного поля для выработки стратегии.

3-й шаг. Создаются комбинации вариантов, цепочки решений в рамках сформированной матрицы. Здесь важно сразу найти отправ­ное звено (вот где поможет первичный «эскиз» стратегии), чтобы сразу ограничить общее количество цепочек, подлежащих дальней­шему анализу. Например, в работе с газетной продукцией один из ключевых факторов — оперативность доставки; маркетинг сезонных товаров требует решения проблем складирования; сбыт автомобилей не может расширяться без соответствующей сервисной сети и др.

4-й шаг. Отбрасываются практически не выполнимые варианты. При этом часть сформированных альтернативных цепочек упраздня­ется без детального анализа. Аргументы — отсутствие сколько-ни­будь соответствующих ресурсов, противоречивость отдельных звень­ев в отношении друг к другу и др.

5-й шаг.Сопоставляются оставшиеся цепочки с рыночными це­лями фирмы. Здесь важно определить, насколько удастся прибли­зиться к достижению намеченных фирмой целей, если реализовать ту или иную стратегию, какие она даст результаты в сопоставлении с нашими потребностями.

6-й шаг. Соотносятся, ранжируются цели фирмы, ради достиже­ния которых создается стратегия. Строится иерархия целей (это мож­но сделать и в качестве самого первого шага). Им присваиваются коэффициенты значимости (обычно от одного до десяти баллов). По­лученная иерархия может совершенно не совпадать с выбором клю­чевого звена (вспомним 3-й шаг). Действительно, для фирмы, про­изводящей сезонный товар, проблема складирования может быть ключевой, однако как стратегическая цель она явно не котируется (6-й шаг может, кстати говоря, предшествовать 5-му).

7-й шаг. Уточняется прогноз результативности каждой стратегии (итог пятого шага) с учетом значимости каждой цели. Математичес­ки оформляется прогноз результативности вариантов стратегии по отдельным целям.

8-й шаг. Находится итоговая (совокупная, суммарная) резуль­тативность по каждому из анализируемых вариантов стратегии. При­мер итоговой таблицы прогнозной оценки результативности двух альтернатив стратегий приведен в табл.3. Ясно, что здесь, как и в следующей табл.4, допустима значительная свобода в форми­ровании перечней основных характеристик и коэффициентов их ве­сомости.

Но результативность - еще не эффективность. Чтобы спрогнози­ровать последнюю, надо провести аналогичную процедуру ранжиро­вания потребных ресурсов по сложности их использования, по воз­можной силе противодействия рынка, а затем оценить каждый вариант стратегии в отношении того, сколько и каких ресурсов он потребу­ет, какова должна быть его суммарная ресурсная обеспеченность. Толь­ко сопоставив будущий результат каждой стратегии с потребным объе­мом ресурсов (усилий), можно прийти к интегральной оценке эффективности стратегии.

Таблица 3. Прогнозные оценки усилий двух альтернативных стратегий

  Цели фирмы Коэфф-т весомости цели (Кв) Альтернатива - 1 Альтернатива - 2
Экспертная оценка (О1) Результат (Р) Экспертная оценка (О1) Результат (Р)
Сбыт (ед. товара)
Объем продаж (ден. ед.)
Рыночная доля (%)
Распределение по сегментам
  ИТОГО          

Теперь, сравнив итоговые экспертные оценки Кээ эффективности конкретных вариантов стратегии, представляющие собой соотноше­ние экспертных оценок результативности и величины усилий по каж­дой из стратегий, находим наилучшую стратегию. В нашем примере эти соотношения таковы. Для первой стратегии Кээ = 280 : 252 = 1,11. Для второй стратегии Кээ = 202 : 216 = 0,94. Отсюда следует, что первая стратегия по прогнозам экспертов эффективнее второй.

Таблица 4. Прогнозные оценки усилий (трудности реализации) двух альтернативных стратегий

Возможности фирмы, условия среды Коэфф-т сложности использования (Кисп) Альтернатива - 1 Альтернатива - 2
Экспертная оценка (О2) Усилие (У) Экспертная оценка (О2) Усилие (У)
Финансирование
Организация
Деятельность осуществления
Сопротивление рынка
  ИТОГО          

Итак, после подсчета и сопоставления величин «К» для всех ос­тавшихся вариантов стратегии выбирается прежде всего вариант, ха­рактеризующийся наибольшей величиной. Впрочем, и здесь еще не поздно подумать, прежде чем приступить к двум оставшимся шагам. Выбранная стратегия, являясь базовым выбором, может включать в себя определенные запасные варианты, присутствовавшие в других стратегиях.

9-й шаг. Создается подробное описание, детализация найденной оптимальной стратегии для определенного продукта и (или) рынка. Это уже фирма должна сделать сама, без привлечения посторонних экспертов, так как детальная стратегия — предмет строжайшей ком­мерческой тайны.

10-й шаг. Выясняется степень гармоничности (противоречивости) найденной стратегии со стратегиями для других товаров и (или) рын­ков. Не исключено возникновение между ними конкуренции. Тогда необходимо вернуться к ранжированию целей (6-й шаг) или даже к моменту формирования целей фирмы. Возможно, что придется ис­правлять ошибки в выявлении вариантов решения отдельных про­блем (2-й шаг), если конкретные действия с данным товаром созда­ют серьезные помехи в другой части ассортимента, на других рынках.

2. Стратегии предприятия не существуют в пустоте, а всегда служат достижению конкретных целей. Маркетинговое консультирование пользуется следующими определениями целей и стратегий:

Цель предприятия - такое состояние будущей реальности, которого предприятие желает добиться собственными усилиями.

Стратегия предприятия - комплекс политических установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которых планируется достижение цели.

Теоретически, каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его деятельность. Комплекс “цели-стратегии” задает основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных рамках затраты, определяет количество и квалификацию персонала. Доведенные до каждого работника цели, проработанные и обнародованные на предприятии стратегии, заставляют персонал приспосабливать собственные цели к целям предприятия, собственные стратегии - к его стратегиям. Принятие предприятием стратегий высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости принимать решения по всем мелким вопросам, создает возможность делегирования тактических решений среднему руководящему звену и работникам на местах.

На практике для многих предприятий характерна “размытость” комплекса “цели-стратегии”. Обычными целями являются получение “хорошей” прибыли и “развитие” предприятия, стратегиями - сложившиеся традиции и методы деятельности. Такие стратегии теряют свой направляющий и стабилизирующий эффект, позволяют любое творчество персонала, оправдывают любые затраты, способствуют распылению сил и средств.

Стратегическое планирование является постоянной и обязательной функцией высшего руководства предприятия. Стратегия не может быть навязана со стороны, скопирована их “умной книги”, “подарена” консультантом. Только руководитель в состоянии решить, устраивает ли его конкретная цель, применима ли для него конкретная стратегия. Ответственность за стратегию поделена быть не может.

Основные факторы, влияющие на комплекс “цели-стратегии” могут быть сведены в следующую схему (рис. 11):

Для качественной проработки стратегии могут быть существенны любые из указанных факторов, в зависимости от конкретной специфики предприятия.

В принципе, стратегии предприятия необязательно должны предусматривать его рост. Для некоторых целей может быть необходима стратегия ликвидации предприятия с минимальными убытками, либо стратегия стабилизации прибыльности без увеличения существующих размеров предприятия. Однако такие стратегии редки. В основном, развитие бизнеса означает рост предприятия.

3. В зависимости от рыночных условий функционирования фирмы могут быть выбраны различные глобальные направления маркетин­говой стратегии.

Теория маркетинга (по Котлеру) классифицирует возможности роста предприятия следующим образом:

· Интенсивный рост:

o глубокое внедрение на рынок (увеличение сбыта существующих товаров на существующих рынках);

o расширение границ рынка (внедрение существующих товаров на новые рынки);

o совершенствование товара (создание новых или усовершенствование существующих товаров на существующих рынках).

· Интеграционный рост:

o регрессивная интеграция (покупка предприятий поставщиков);

o прогрессивная интеграция (покупка оптовых распространителей);

o горизонтальная интеграция (покупка предприятий конкурентов).

· Диверсификационный рост:

o концентрическая диверсификация (распределение новых товаров по налаженным сбытовым каналам);

o горизонтальная диверсификация (предложение новых товаров старому рынку через новые сбытовые каналы);

o конгломеративная диверсификация (внедрение новых товаров на новых рынках).

В практике современных предприятий наиболее часто используются стратегии глубокого внедрения на рынок. С ростом конкуренции и падением наценок эту возможность следует считать не столько стратегией роста, сколько стратегией выживания, применяемой большинством предприятий. Для принятия такой стратегии необходима глубокая проработка, в первую очередь, факторов управления, сбыта и маркетинга на предприятии, потребностей потребителей и посредников, поведения конкурентов.

Расширение границ рынка используется достаточно редко, что обусловлено общим низким качеством товаров собственного производства и преобладанием на рынке предприятий торговли. Для проработки такой стратегии наиболее важен потенциал исследовательской службы маркетинга по работе с конечными потребителями. В оценке рыночных условий наиболее важны потребности потребителей.

Совершенствование товара характерно для сферы услуг: страхования, туризма, программирования, грузоперевозок, и т.п. Для разработки стратегий наиболее важен потенциал исследовательской службы маркетинга и сбыта, потребности потребителей, емкость и платежеспособность рынка.

Регрессивная интеграция чаще выражается не в покупке готовых фирм поставщиков или производителей, а в их создании. Предприятия арендуются или строятся. Для разработки стратегий наиболее важны финансовый анализ и потенциал управления предприятия, а также функция прогнозирования ситуации маркетинговой службы. На рынке необходимо оценить его емкость и платежеспособность, потребности посредников. Из факторов макросреды наиболее важны технологические и экологические.

Прогрессивная интеграция практически не применяется в классическом виде. Вместе с тем собственные сбытовые сети активно формируются предприятиями-производителями и иногда - оптовыми торговцами. Для принятия такой стратегии наиболее существенны факторы финансов, управления, маркетинга на предприятии, емкость и платежеспособность рынка, потребности потребителей и поведение конкурентов.

Горизонтальная интеграция пока не применяется на казахстанском рынке. Покупка предприятий конкурентов просто нецелесообразна, т.к. они не имеют еще устойчивой репутации и верных марке потребителей. В ближайшей перспективе 3-х - 5-ти лет такая целесообразность может возникнуть. Основными факторами, существенными для принятия такой стратегии, будут финансовый, управленческий и маркетинговый потенциал предприятия.

Концентрическая диверсификация применяется предприятиями достаточно часто. Такая стратегия требует налаженного сбыта, эффективного управления, тщательной проработки потребностей потребителей и посредников.

Горизонтальная диверсификация практически не применяется на казахстанском рынке.

Конгломеративная диверсификация, сопоставимая с созданием предприятия “с нуля”, применяется казахстанскими предприятиями повсеместно. Предпосылками для нее часто является значительное накопление капитала в сочетании с нецелесообразностью его применения в основном бизнесе из-за ограниченной емкости рынка, и представления руководства о рыночных возможностях в несвязанных с основной деятельностью областях. Решение о конгломеративной диверсификации часто принимается под влиянием моды.

Зарубежные исследования показывают следующую вероятность успеха различных стратегий:

Ø старый продукт на старом рынке - 50%;

Ø новый продукт на старом рынке - 33%;

Ø старый продукт на новом рынке - 20%;

Ø новый продукт на новом рынке - 5%.

Расходы оцениваются следующим образом:

Ø обработка рынка - базис;

Ø развитие продукта - 8-ми кратный расход;

Ø развитие рынка - 4-х кратный расход;

Ø диверсификация - 12-ти и 16-ти кратный расход.

Несмотря на трудности применения, стратегия расширения рыночной активности является наиболее распространенной маркетин­говой стратегией. Она позволяет осуществлять поиск рынков в новых регионах, предъявляющих спрос на новые товары, их виды и модели новый ассортимент продукции, поиск новых сегментов на старых рынках, также предъявляющих спрос на новые товары, модели, новый ассортимент продукции.

В значительной степени эта стратегия свя­зана с группами потребителей-новаторов, со сложными и рисковы­ми инновациями. Эти стратегии экономисты-маркетологи довольно часто изображают в виде матрицы (табл. 5).

Таблица 5. Стратегия расширения рыночной активности

Товар

  старый новый  
Тема 3. Методология разработки маркетинговой стратегии организации - student2.ru старый Старый рынок Старый товар Развитие рынка Старый рынок Новый товар Разработка товара
новый Новый рынок Старый товар Проникновение на рынок Новый рынок Новый товар Диверсификация

Стратегии Котлера - Портера

Если объединить основные направления маркетинговых страте­гий (предложенных американским маркетологом Ф. Котлером и аме­риканским экономистом М. Портером) по двум аспектам — выбору целевого рынка (в рамках всей отрасли или отдельных сегментов) и стратегическому преимуществу (уникальность товара или его цена), то можно выделить следующие основные стратегии фирмы:

Наши рекомендации