Стратегических целей организации?
Теория и практика стратегического планирования и управления показывает действенность нескольких методов организации выработки целей фирмы. Все они основаны на мнениях экспертов. Среди них такие известные методы, как мозговой штурм, метод Дельфи, ориентации группы, сценарии будущего. Первые три метода достаточно хорошо описаны в специальной литературе.
Мозговой штурм (brain stroming)— метод, предложенный в США в 1956 г. Основным принципом данного метода является отделение процесса генерирования идей от их последующего анализа и оценки. Сущность первого этапа состоит в том, что группа экспертов в сжатые временные сроки (как правило, 10—15 мин) должна предложить как можно больше идей для решения какой-либо задачи; на втором этапе производится подробный тщательный анализ всех выдвинутых идей и предложений.
Как правило, экспертная группа формируется из специалистов в различных областях знаний (инженеры, экономисты, социологи и др.), что обеспечивает нахождение оригинальных идей, более объемное рассмотрение существующей проблемы, распространение знаний между различными областями деятельности. Успех мозгового штурма зависит не только от квалифицированности экспертов — во многом результаты работы экспертов определяются на подготовительном этапе, задача которого состоит в том, чтобы информировать экспертов о сущности проблемы и психологически настроить их на конструктивную работу. Во время проведения мозгового штурма с помощью ауди- и видеоаппаратуры фиксируется каждое высказывание и каждая реплика экспертов, а затем — по окончании работы — производится тщательный анализ высказанных идей, аргументов и предположений, на основании которого принимается управленческое решение. В связи с этим важная роль отводится организации непосредственно мозгового штурма таким образом, чтобы каждый из экспертов имел возможность высказаться и при этом ничье мнение не подавляло бы творческую активность остальных экспертов. С помощью мозгового штурма в стратегическом менеджменте решаются такие задачи, как формирование стратегий, разработка перечня целей организации, определение проблемного поля и др.
Метод дельфи (метод Дельфийского оракула) — один из стареющих экспертных методов, применяемых в истории человеческой цивилизации. Его основы, как показывает название, были заложены еще в Античной Греции. Метод основан на вынесении вердикта по какой-либо конкретной проблеме независимыми экспертами. Современные компьютерные технологии существенно упростили процедуру проведения экспертизы, однако принципы ее проведения остаются неизменными в течение столетий. Экспертиза проводится в виде анонимного письменного ответа на вопросы по какой-либо проблеме: каждый эксперт, изолированный от других и нередко даже не подозревающий о численности и составе экспертной группы, высказывает свое суждение; затем все суждения обобщаются и обрабатываются таким образом, чтобы полностью лишить индивидуальных особенностей стиля конкретных экспертов; результаты обработки раз даются экспертам для ознакомления, после чего они снова отвечают на поставленные ранее вопросы. Процедура повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к единому мнению. Как показывает практика, как привило, консенсус достигается через 3—4 итерации либо мнения экспертов поляризуются вокруг двух противоположных то чек зрения. В обоих случаях экспертизу прекращают, а на ее основе принимают то или иное решение. Метод дельфи используется в стратегическом управлении при формулировании миссии организации, разработке конкурентных стратегий, проведении стратегического анализа (особенно в условиях ограниченности информации или не достаточной транспарентности рынка) и др.
Метод «сценарии будущего» в стратегическом управлении занимает особое место. Однако в открытой литературе он встречается редко, так как практические сценарии содержат много конфиденциальной информации и организации стараются их не публиковать. Его сущность состоит в разработке и анализе возможных сценариев раз вития организации и/или условий осуществлению возможных стратегий.