Концепции ситуационного лидерства
Неудачи, постигшие традиционные концепциив определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства.Ответначали искать в рамках ситуационных теорий, позволяющих полнее рассмотреть лидерство и его последствия. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.
Ниже будут рассмотрены следующие концепции ситуационного лидерства:континиум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда; модель «путь — цель» Хауза — Митчелла; модель Стинсона — Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума — Йеттона — Яго.
Континиум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта
В соответствии с данной моделью [18] лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимостиот силы воздействия на отношения лидерства трехфакторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации. На рис. 11.10 показан весь спектр выборов между демократической и авторитарной альтернативами, соответственно ассоциируемыми синтересомк отношениям или к работе.
Рис. 11.10. Континиум лидерского поведения
Различие между этими двумя крайними лидерскими стилями основано на предположениях лидера об источниках его власти и природечеловека.Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых он ведет, и что люди в своей основе обладают способностью ксамоуправлениюи творческой работе в условиях правильного мотивирования.Автократ считает, что власть дается его позицией в группе/организациии что люди внутренне ленивы и на них трудно полагаться. В первом случае имеется возможность участия вуправлении, во втором — цели, средства и политику определяет сам лидер. По мнению авторов модели, между этими двумя крайностями существуют еще пять промежуточных лидерских стилей.
Последующее развитие данной модели столкнулось с трудностями учетавсех возможных взаимодействий между лидером, последователями и ситуацией при установлении причинно-следственных связей в отношениях лидерства. Так, развитие процессов интернационализации вбизнесеи резкое увеличение количества участников этих процессов сломали традиционные представления обуправлениии сделали переход к от 3.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера
Фреда Фидлера справедливо считают основателем теории ситуационного лидерства [4]. Его модель, работу над которой он начал в середине 60-х гг., позволяет предсказать эффективность рабочей группы, ведомой лидером. В модели используются три ситуационные переменные, дающие возможность определить степень благоприятности или контролируемости ситуации для определенного лидерского стиля.
Для измерения и определения лидерского стиля Фидлер предложил использовать разработанную им шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР).В соответствии с этой шкалой,респонденты, отмечая баллы по каждой из позиций шкалы, должны описать гипотетическую личность, с которой они могли бы работать наименее успешно. Пример отдельных позиций этой восьмибалльной шкалы приводится ниже.
Недружествен 1 2 3 4 5 6 7
Приятный 8 7 6 5 4 3 2
Все отвергающий 1 2 3 4 5 6 7
Напряженный 1 2 3 4 5 6 7
После того как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы, т.е. описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения, а набравшие более низкие баллы — имеют стиль, ориентированный на работу. Соответственно, эти два типа лидеров получили название лидер с высоким НПР илидер с низким НПР. Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основымотивациииндивида:мотивированность на отношения и мотивированность на работу.
Контролируемость или благоприятность ситуацииопределяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей. Эта степень может быть высокой или низкой. В первом случае ожидается, что решения лидера дадут предсказуемые результаты, так как он имеет способность влиять на исход дела. Во втором случае решения лидера могут не привести к желаемым результатам.
Степень контроля ситуации определяется в модели следующими тремя переменными.
Отношения «лидер —последователи». Данная переменная отражает уровень лояльности, доверительности,поддержкии уважения, испытываемых и проявляемых последователем по отношению к лидеру. Речь идет о признании лидера последователями, что является наиболее важным условием обретения контроля над ситуацией. Приняв лидера, последователи будут делать все возможное для достижения поставленных им целей.
Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ею заданий и измеряется посредством следующих составляющих:
• ясность цели — степень, с которой проблема или задание четко сформулированы или поставлены и знакомы исполнителям;
• множественность средств по достижению цели — степень возможности использования различных способов и путей достижения цели;
• обоснованность решения — степень «правильности» решения, подтверждаемая уровнем его принятия, его логикой или результатами.
• специфичность решения — степень возможности принятия альтернативных решений.
Поскольку высокоструктурированная работа сама по себе содержит указания, что и как делать, то лидер получает в данной ситуации больший контроль над исполнителями.
ношениям лидерства еще более трудным.
Лекция 35