Внешняя среда организации и ее характеристики.
Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой. В экономической литературе в качестве внешней среды приводится обычно от 7 до 12 факторов. Есть и двадцати факторная модель внешней среды, которая представлена
следующими факторами:
• Поставщики материальных ресурсов.
• Поставщики технологий, техники.
• Поставщики персонала.
• Поставщики финансов.
• Профсоюзы.
• Общеэкономические факторы.
• Политические факторы.
• Международные факторы.
• Государственные органы управления.
• Налоговая система.
• Социальные факторы.
• Факторы образования.
• Национальные факторы.
14.Региональные факторы. 15.Конкуренты. 16.Конкурентная, среда.
17.Научно-техническийпрогресс. 18.Культурные факторы. 19.Барьеры входа в рынок.
20.Покупатель.
Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей.
Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия — это факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Это поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные учреждения.
Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности, и фирма их учитывает, планируя свое будущее. Это состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и др.
Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью.
Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а также вариантностью фактора. Например, организация, использующая всего несколько исходных материалов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, находится в менее сложных условиях, чем та, у которой технологии требуют множества самых разнообразных ресурсов, получаемых от многочисленных поставщиков, а сама фирма имеет филиалы за границей.
Скорость происходящих в окружающей среде изменений определяет ее подвижность. С развитием рыночной экономики подвижность нарастает. Наиболее быстрые изменения наблюдаются в электронике, фармацевтике, химической промышленности, производстве компьютеров, в сфере коммуникаций. В этих отраслях за счет частых научных открытий происходит обновление технологий, возникают новые фирмы, выпускающие новейшие виды товаров. Это обостряет конкурентнуюб орьбу.
Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация должна опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения.
Если информации недостаточно или менеджер сомневается в ее достоверности или точности, то в этом случае среда становится более неопределенной, чем когда имеется высоконадежная информация в достаточном объеме.
Таким образом, неопределенность внешней среды зависит от качества информации и ее достоверности. Принятие решений усложняется с ростом неопределенности.
Остановимся на некоторых факторах внешней среды.
Поставщики. Все виды ресурсов организация получает через поставщиков. Работа поставщиков, выполнение ими своих обязательств оказывает прямое воздействие на ритмичность производственного процесса, объем выпуска, прибыль и, следовательно, улучшение позиций в конкурентной борьбе.
Отсутствие финансовых ресурсов у российских предприятий, неблагоприятное
положение в машиностроительном комплексе часто приводят к тому, что российские
фирмы вынуждены закупать не самое передовое оборудование,что снижает конкурентоспособность фирм.
Фактор «Поставщики персонала» может оказать существенное влияние на состав
кадров на фирме и уровень их подготовки. Необходимых работников можно набрать по
объявлению, можно воспользоваться услугами службы занятости и специализированных
компаний, возможен вариант привлечения на более выгодных условиях
квалифицированных кадров. Реально можно использовать деньги службы занятости для подготовки и переподготовки кадров. Все это требует хорошего знания состояния рынка труда и прогнозов его развития.
Потребители — фактор наиболее подвижный. В условиях насыщенного рынка вкусы и запросы их стремительно меняются. Фирма должны хорошо знать своих потребителей, анализировать причины, вызывающие те или иные изменения их поведения (изменения в доходах, семейном положении, численности и т.д.). Сегодня важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами и потребностями. Факторы «образовательный», «культурный» — важнейшие в формировании стратегии фирм по
отношению к покупателю.
Итак, организация — это открытая система, зависящая от взаимообмена ресурсов и результатов деятельности с внешним миром. Руководитель должен учитывать внешнее окружение и его изменения для того, чтобы адаптировать внутреннюю среду к этим изменениям. Изменения каких-либо внешних факторов неизбежно будут требовать внесения изменений во внутренней среде.