В деятельности различных подсистем
Не случайно в мировой практике легче получить статус профессионала в технической подсистеме, значительно труднее — в биологической и чрезвычайно трудно — в социальной.
Можно привести очень большой список общепризнанных выдающихся конструкторов, изобретателей, рабочих, физиков и других специалистов-техников; значительно меньше — выдающихся врачей, ветеринаров, биологов и т.д.; на пальцах можно перечислить выдающихся руководителей государств, организаций, глав семей и т.д.
Среди выдающихся персоналий, работавших с технической подсистемой, достойное место занимают: И. Кеплер (1571 — 1630) — немецкий астроном; И. Ньютон (1643—1727), английский математик, механик, астроном и физик; М.В. Ломоносов (1711—1765) — российский естествоиспытатель; П.С. Лаплас (1749—1827) — французский математик, астроном, физик; А. Эйнштейн (1879—1955) — физик-теретик, один из основателей современной физики; С.П. Королев (1906/07—1966) — советский конструктор и др.
Среди выдающихся персоналий, работавших с биологической подсистемой, можно назвать следующих: Гиппократ (ок.460 — ок. 370 до н. э.) — древне-греческий врач, материалист; К. Линней (1707—1778) — шведский естествоиспытатель; Ч.Р. Дарвин (1809—1882) — английский естествоиспытатель; В.И. Вернадский (1863—1945) — естествоиспытатель, гео- и биохимик и др.
Среди персоналий, работавших в социальной подсистеме, нет общепризнанных лидеров. Хотя по ряду признаков к ним относят российского царя Петра I, американского бизнесмена Г. Форда и других личностей.
Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая — техническую (рис. 2).
Социальная подсистема (человек — субъект и объект управления)
Биологическая подсистема (человек —объект управления)
Техническая подсистема
(человек в ней отсутствует)
Рис.2. Взаимодействие подсистем
Кроме основной, системы имеют следующую классификацию:
• искусственные и естественные,
• открытые и закрытые,
• детерминированные и стохастические,
• жесткие и мягкие.
В дальнейшем каждый подвид системы буем именовать также системой ввиду большого набора организаций, включаемых в них. Таким образом мы будем говорить о технической, биологической, социальной, искусственной и других системах.
Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ или целей. Например, конструкторское бюро, клуб любителей пива, компьютер, спутниковый комплекс.
Естественные системы создаются природой, человеком, а, возможно, и Богом для реализации целей мирового существования. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник.
Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации.
Закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, семья на Востоке.
Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.
Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в русское лото.
Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого — слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.
Жесткие системы — это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.
Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.
Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации — это необходимое условие ее деятельности. Проанализируем далее, к чему может привести организацию отсутствие данных признаков системы (табл. 1.2).
С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований. Речь идет о системном, комплексном и аспектом подходах. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов. Аспектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организационных образований.
Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если это оправдано, то его использование целесообразно. Соответственно комплексный и аспектный подходы более дешевые, но увеличивается погрешность при обработке недостаточных данных и в результатах решения.
Таблица 1.2.Возможные результаты при нарушении
Целостности системы
Наименование отсутствующего признака | Возможный результат в деятельности организации |
Множество элементов | Нехватка ресурсов, не все составляющие технологического процесса имеются в наличии |
Единство главной цели у всех элементов | Отсутствие единой сплоченной команды |
Связи между элементами системы | Каждый элемент организации будет обособлен от общего дела (нет возможности проявления закона синергии) |
Относительная самостоятельность элементов системы (касается персонала) | Отсутствие возможности проявления творческого подхода (не реализуется потребность в самовыражении, самопроявлении) |
Четко выраженное управление | Наличие хаоса и анархии в производственной деятельности |
Основнаялитература:
• Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c.
• Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011.
• Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
Дополнительная литература:
4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.
6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008.
7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Лекция 11.
Тема 2.2 Типология организаций. Социальные и хозяйственные организации.
План
• Виды социальных систем
• Особенности социальных (общественных) и хозяйственных организаций
• Виды социальных систем
Система, в набор которой входит человек или предназначенная для человека, называется социальной.
Выше мы рассматривали деление систем на технические, биологические и социальные.
В курсе теории организации рассматриваются преимущественно социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним.
Основной связующий элемент социальной системы — человек.
Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. На рис. 3 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.
Социальные системы
Образовательные | Политические | Экономические | Медицинские | Правовые |
Рис. 3. Виды социальных систем
Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом, существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель — получение максимальной прибыли; для социально-культурных — достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных — достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.