Интеракционистский подход к поведению

Существует много различных версий интеракционизма. Некоторые ученые (Л.Первин, К.С.Льюис и др.) считают, что «интеракционистическая точка зрения становится духом времени в исследованиях личности», отражая преобладание когнитивных и экологических взглядов, и дает самую лучшую систему для адекватного объяснения поведения человека.

Н. Эндлер и Д. Магнуссон (1977) сформулировали основ­ные принципы интеращионистской модели поведения1.

Интеракционистский подход характеризуется убеж­дением, что человеческая природа и социальный порядок являются продуктом коммуникации в окружающей среде. Поведение не может рассматриваться только как ответ на стимулы среды, или как выражение внутренних органи­ческих потребностей, или как проявление культурных шаб­лонов. Важность сенсорных сигналов, органических стиму­лов и культуры, безусловно, признается, но направление, которое приняло поведение человека, рассматривается как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу. Личность человека — те отличительные шаблоны поведения, которые харак­теризуют данного индивида, — рассматривается как фор­мирующаяся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими. Культура группы (модели соответствующе­го поведения) возникает и укрепляется в коммуникации людей при их постоянном взаимодействии с условиями жизни и совместной деятельности2.

Интеракционистская модель отражает человека, ак­тивно интерпретирующего окружение в рамках своих ког­нитивных возможностей и психического склада, воздейству­ющего на среду и в свою очередь оказывающегося под ее воздействием. В этом динамическом подходе актуальное по­ведение (от мысли или эмоции до какого-то внешне прояв­ляемого действия) является результатом содержания и струк­туры когнитивной интерпретации человеком своего окруже­ния в сочетании с воздействиями, связанными с различными аспектами физического и социального окружения. В конк­ретной ситуации частично социально и культурно разделяе­мое, частично уникальное значение, которое человек припи­сывает окружению, определяет проявляемое поведение. С помощью процессов категоризации и интерпретации индивид тем или иным образом «определяет» ситуацию. Следствием этого «определения» ситуации становится его поведение, которое он строит в соответствии со своим «определением». Человеческое поведение — это ряд приспособлений к изме­няющемуся пониманию ситуаций.

Таким образом, человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но определяет ее, одновременно «опреде­ляя» себя в этой ситуации. Тем самым личность фактиче­ски сама создает, конструирует тот социальный мир, в ко­тором живет1

Синергетический подход

Предложенный Г. Хакеном термин «синергетика» (греч. «синергена» — содействие, сотрудничество) акценти­рует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании новых структур и когерентного функцио­нирования частей, отражающихся в поведении динамичной нелинейной системы как единого целого. Синергетика ини­циирует глубокие изменения в методологии современной науки, в самом стиле научного мышления, формирует но­вый нетрадиционный взгляд на разделенный науками мир — синергетическое видение единого мира. Парадигма самоор­ганизации, или синергетическая парадигма,влечет за со­бой новый диалог человека с природой, с самим собой и с другими людьми, с организациями.

Открытость диссипативной системы состоит в том, что ее существование поддерживается постоянным обменом со средой веществом, информацией или энергией или тем и другим одновременно. Отсюда термин «диссипативный» (диссипация — рассеяние вещества и энергии). При пре­кращении такого обмена диссипативная структура (в отли­чие от обычных «равновесных») разрушается и исчезает. Человек представляет собой типичную диссипативную сис­тему, которая может существовать только при условии по­стоянного обмена со средой (питание, дыхание, теплообмен, размножение, познание, производство утилитарных и ду­ховных ценностей, общение и т.п.). Динамическое сотруд­ничество людей спонтанно образует качественно иные иерар­хические диссипативные структуры — социальные органи­зации (семья,школа).

В условиях неустойчивости (бифуркации) диссипативная система осуществляет синтез взаимопереходов порядка и хаоса за счет «управляющих параметров», характеризую­щих фундаментальные свойства этой системы, достигая мак­симальной устойчивости. Система не только возникает, но и существует за счет поглощения порядка из среды и, следова­тельно, усиления там хаоса. Дифференциация и интеграция элементов организационной системы, изменение взаимосвя­зей между ними, хаос (неустойчивость) на микроуровне и

стремление к порядку на макроуровне —это основные свой­ства самоорганизации социальныхобъектов.(Слайд ___)

Нелинейность — это труднопредсказуемость будущего состояния системы на основе существующего, поскольку малые воздействия внешней среды могут приводить к очень большим последствиям («эффект бабочки»), а большие — к совершенно незначительным («гора родит мышь»). Это де­лает такие системы, с одной стороны, исключительно ус­тойчивыми по отношению к крупномасштабным неблаго­приятным воздействиям, а с другой стороны — необычай­но чувствительными к очень незначительным колебаниям состояния среды определенного сорта.

Неравновесность предполагает наличие макроскопических процессов обмена веществом, энергией и информацией между элементами (подсистемами) самой диссипативной системы.

Осуществляя в точках бифуркаций благоприятный для себя выбор дальнейшего пути, субъект (организация, чело­век) ориентируется на один из собственных путей эволюции сложной системы, скоторой он имеет дело, и на свои ценно­стные предпочтения. Лучшее управление поведением — это самоуправление рефлексивным поведением на основе прин­ципа комплементарности (дополнительности) в совместной деятельности. Хорош тот правитель, который управляет как можно меньше.

Особенности синергетического подхода к исследова­нию ОП:

Междисциплинарность исследований ОП означает, прежде всего, перенос методов исследования и используе­мых моделей из одной научной дисциплины в другую.

Myльтидисциплинарность основного содержания ис­следований ОП диктуется тем, что ее предмет изучается одновременно несколькими научными дисциплинами.

Трансдисциплинарность стратегий исследований ОП, идущих «через» и «сквозь» различные дисциплины и вы­ходящих «за пределы» конкретных дисциплин, определя­ет отправные моменты поисковой работы и направленность этих исследований. То есть исследования выходят на более высокий уровень, некий метауровень, который независим от той или иной конкретной дисциплины.

Заключение

Анализ основных направлений теорий организации наглядно показывает, что в значительной мере основные положения и принципы совре­менной организации являются тем или иным вариантом классических, гуманистических и ситуационных представлений. При этом классичес­кие принципы организационного дизайна до сих пор являются стержнем построения большинства крупных промышленных организаций, обес­печивающих своей деятельностью жизнь подавляющего большинства населения Земли.

Разумеется, значительные расхождения имеются не только во взгля­дах разных школ, но и между представителями одних и тех же направле­ний. Вместе с тем, в каждом подходе не только обобщается большой опыт исследований и практического руководства организациями, но и заключается определенная эвристическая ценность, стимулирующая даль­нейшее развитие знания.

[1] Argvris С. The Application of Organizational Sociology. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1972.

[2] Likert R. Developing Patterns in Management. Strengthening Management for the New.

[3] Bennis W. Changing Organizations. N V.: McGraw-Hill, 1966.

[4] С лат – существование, философия существования, философия жизни

Наши рекомендации