Поведение людей в организации может быть стандартизировано, подобно машинам
Несмотря на огромную популярность и высокую эффективность классических теорий, в ЗО-е годы они подвергаются усиливающейся критике, основным мотивом которой выступает требование гуманизации труда. Альтернативой классическим теориям предлагается концепция «человеческих отношений», последователи которой заявили, что поведение людей не инвариантно, а зависит от многих организационных и психологических факторов. Именно с концепцией «человеческих отношений» организационные науки перестают пренебрежительно относиться к рядовым членам и начинают всерьез интересоваться их мотивами, ценностями, аттитюдами и чувствами работников. В противовес классическим теориям, акцентировавшим незыблемость власти и авторитета руководства, теперь раздаются призывы к гуманному отношению к подчиненным, утверждается необходимость уважения к личности работника и демократизации управления в целом.
2.1. Взгляды на организацию Э. Мэйо.
Возникновение концепции «человеческих отношений» связывают с именем австралийско-американского социолога Элтон Мэйо (1880 - 1949), имя которого уже не раз упоминалось в контексте его знаменитых хоуторнских экспериментов. Основной вывод многолетних исследований Мэйо сводился к тому, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы.
По глубокому убеждению Мэйо, индивид прежде всего стремится к установлению значимых социальных связей с другими людьми и лишь затем как часть группы или некоторого сообщества он выполняет экономическую функцию, которая нужна и ценится группой. Экономическая функция не исчерпывает жизнедеятельности человека, и его отношение к ней зависит от оценки ее людьми, с которыми он связан. «Человек — уникальное социальное животное, способное достичь полной «свободы», лишь полностью растворившись в группе».
Исследование показало важность поведенческих факторов. Поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе и какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами.
Сделанные выводы были отличными от традиционных взглядов, так как центр внимания переносился от задач, операций или функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека, рассматриваемого уже не как машина, а как социальное существо. Идея состояла в том, что простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.
Взгляды на менеджмент Мери Паркет Фолет
Из других ученых школы «человеческих отношений» можно выделить известного теоретика менеджмента Мери Паркет Фолет (1868 - 1933), проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства. Она первой определила «менеджмент как обеспечение работы с помощью других лиц» Ее трактовка менеджмента как искусства добиваться результата посредством действий других во главу угла поставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими.
В круг вопросов, которые она рассматривала, входили такие категории, как власть и авторитет, их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении. Она считала, что для успешного управления необходимо отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и стать лидером, признанным рабочими, не опирающимся на должностную власть. М.Фолет считала, что надо исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления. Она рассматривала также и проблему конфликтов, классифицируя их на доминирование, компромисс, интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций.
Школа поведенческих наук
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись прежде .всего на методах, налаживания межличностных отношений. Она изучала поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями.
Поведенческий подход был популярен в 60-е, года прошлого века и
полностью охватил всю область управления. Основной принцип этого подхода
заключался в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
Среди представителей поведенческого подхода можно выделить Дугласа Макгрегора, Фредерика Херцбергера, Ренсиса Лайкерта, Криса Аджириса и Фриу Ротлисбергера.
Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
К основным вопросам, которые изучали эти и другие исследователи, относятся вопросы социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.