Входные данные для анализа со стороны руководства
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя, как минимум, информацию в отношении:
a) последующих действий, предпринятых по результатам предыдущих анализов со стороны руководства;
b) анализа результатов верификационной деятельности (см. 8.4.3);
c) изменения обстоятельств, которые могут затрагивать безопасность пищевой продукции (см. 5.6.2);
d) чрезвычайных обстоятельств, аварийных ситуаций (см. 5.7) и изъятия продукции (см. 7.10.4);
e) результатов анализа деятельности по актуализации системы (см. 8.5.2);
f) анализа деятельности по обмену информацией, включая обратную связь с потребителями (см. 5.6.1);
g) внешних аудитов или инспекций.
Примечание - Термин "изъятие продукции" включает в себя отзыв продукции.
Данные должны быть представлены в такой форме, которая позволила бы высшему руководству сопоставить эту информацию с установленными целями своей системы менеджмента безопасности пищевой продукции.
Выходные данные анализа со стороны руководства
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя решения о принятии мер в отношении:
a) обеспечения безопасности пищевой продукции (см. 4.1);
b) повышения результативности системы менеджмента безопасности пищевой продукции (см. 8.5);
c) потребности в ресурсах (см. 6.1);
d) пересмотра политики в области обеспечения безопасности пищевой продукции и соответствующих целей организации (см. 5.2).
6 Менеджмент ресурсов
6.1 Обеспечение ресурсами
Организация должна быть обеспечена адекватными ресурсами для разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и актуализации системы менеджмента безопасности пищевой продукции.
6.2 Человеческие ресурсы
Общие положения
Группа безопасности пищевой продукции и другой персонал, осуществляющий деятельность, влияющую на безопасность пищевой продукции, должны быть компетентными, иметь соответствующее образование, профессиональную подготовку, навыки и опыт работы.
Если для разработки, внедрения, применения или оценки системы менеджмента безопасности пищевой продукции были привлечены внешние эксперты, то организация должна иметь в наличии записи о соглашениях или контрактах, определяющих ответственность и полномочия внешних экспертов.
6.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка
Организация должна:
a) идентифицировать уровень компетентности, необходимый для персонала, чьи действия оказывают воздействие на безопасность пищевой продукции;
b) организовать обучение или принять другие меры, обеспечивающие необходимый уровень компетентности персонала;
c) организовать обучение персонала, отвечающего за мониторинг, коррекцию и выполнение корректирующих действий в рамках системы менеджмента безопасности пищевой продукции;
d) оценивать выполнение и результативность действий, указанных в перечислениях а), b) и с);
e) обеспечить осведомленность персонала об уместности и важности своей работы, а также о своем личном вкладе в обеспечение безопасности пищевой продукции;
f) гарантировать понимание персоналом, чьи действия оказывают воздействие на безопасность пищевой продукции, требований в отношении эффективного обмена информацией (см. 5.6);
g) вести соответствующие записи об обучении и выполнении действий, указанных в перечислениях b) и с).
6.3 Инфраструктура
Организация должна быть обеспечена ресурсами для создания и обслуживания инфраструктуры в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
6.4 Производственная среда
Организация должна быть обеспечена ресурсами для создания, управления и обслуживания необходимой производственной среды.
7 Планирование и производство безопасной продукции
7.1 Общие положения
Организация должна планировать, разрабатывать, внедрять и применять процессы производства безопасной продукции.
Организация должна обеспечивать результативность запланированных видов деятельности и любых изменений, вносимых в них. Эта деятельность включает в себя выполнение программ обязательных предварительных мероприятий, производственных программ обязательных предварительных мероприятий и/или плана ХАССП.
7.2 Программы обязательных предварительных мероприятий
7.2.1 Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии программы обязательных предварительных мероприятий, позволяющие управлять:
a) вероятностью того, что производственная среда станет источником возникновения опасностей, угрожающих безопасности пищевой продукции;
b) биологическим, химическим и физическим загрязнением продукта (продукции), включая взаимное загрязнение между разнородной продукцией;
c) уровнем опасности, угрожающей безопасности пищевой продукции, который присущ продукции и среде, в которой она производится.
7.2.2 Программы обязательных предварительных мероприятий должны:
a) соответствовать потребностям организации в отношении безопасности пищевой продукции;
b) соответствовать масштабу и типу производственной деятельности, а также характеру производимой и/или перерабатываемой продукции;
c) быть внедрены в рамках всей системы производства или как программы общего характера, или как программы, распространяющейся на конкретную продукцию или технологическую линию;
d) быть одобрены группой безопасности пищевой продукции.
Организация должна идентифицировать требования законодательства и требования органов государственного управления, которые имеют отношение к данным требованиям.
7.2.3 При выборе и осуществлении программ обязательных предварительных мероприятий организация должна рассмотреть и использовать соответствующую информацию (например, требования законодательства и требования органов государственного управления, требования потребителей, признанные руководящие принципы и установившуюся практику, разработанные Комиссией "Кодекс Алиментариус", а также национальные, международные или отраслевые стандарты).
Примечание - В приложении С приведен перечень применимых публикаций Комиссии "Кодекс Алиментариус".
При разработке таких программ организация должна рассмотреть следующие вопросы:
a) строительство и расположение производственных зданий и необходимых вспомогательных сооружений;
b) оформление зданий, включая производственные и бытовые помещения;
c) подведение воздуха, воды, энергии и других линий;
d) создание вспомогательных служб, включая удаление отходов и отвод сточных вод;
e) пригодность оборудования и его доступность для чистки, технического и профилактического обслуживания;
f) управление закупленными материалами (например, сырьевыми материалами, ингредиентами, химическими веществами, упаковочными материалами), снабжение (например, водой, воздухом, паром и льдом), удаление (например, отходов и сточных вод), а также обращение с продукцией (например, хранение и транспортирование);
g) мероприятия по предотвращению взаимного загрязнения;
h) чистку и санитарно-гигиенические мероприятия;
i) контроль за вредителями;
j) гигиену персонала;
k) другие уместные аспекты.
Следует запланировать верификацию программ обязательных предварительных мероприятий (см. 7.8) и по мере необходимости вносить в них изменения (см. 7.7). Следует вести записи о верификации и модификации программ.
Организация должна иметь документы, определяющие порядок управления видами деятельности, включенными в программы обязательных предварительных мероприятий.
7.3 Предварительные мероприятия, позволяющие провести анализ опасностей
Общие положения
Следует собрать, поддерживать в порядке, актуализировать и документально оформить всю информацию, необходимую для проведения анализа опасностей. Следует вести соответствующие записи.