Тема 1. Условия и факторы качества управленческого решения.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Методы принятия управленческих решений»

Направление подготовки: 080200.62 «Менеджмент»

Профиль подготовки « менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обученияочная_____________________

(очная, очно-заочная и др.)

Краснодар 2012

1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины - формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих принятие ими обоснованных, эффективных управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Задачи дисциплины:

- изучение технологии разработки, принятия и реализации управленческих

решений, в том числе в условиях риска и неопределенности;

- изучение методов анализа, прогнозирования, оптимизации управленче-

ских решений;

- получение практических навыков в применении изучаемых методов раз- работки и принятия управленческих решений при помощи проигрывания кон- кретных ситуаций и решения практических управленческих задач;

- формирование навыков адаптации изученных методов к конкретным управленческим ситуациям.

Данный курс опирается на знания, полученные в процессе изучения предшествующих курсов «Микроэкономика», «Макроэкономика»,

«Производственный менеджмент», «Основы теории управления»,

«Финансовый менеджмент», Данные курсу закладывают основы теоретических знаний в области управления. Базируясь на этих знаниях в курсе «Разработка и принятие управленческих решений» раскрываются прикладные аспекты функционирования организации, деятельность профессиональных менеджеров. Данный курс уточняет и конкретизирует теоретические модели, описывающие экономические процессы, которые рассматривались в блоке теоретических дисциплин, применительно к конкретной сфере деятельности.

В рамках данного курса изучаются базовые закономерности функционирования организации и модели экономической динамики, основные технологии принятия решений в меняющихся условиях.

дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

1. основные понятия предмета;

2. принципы разработки и принятия решений;

3. современные подходы и технологии управленческих решений;

4. способы выработки альтернатив;

5. методы оптимизации управленческих решений;

6. способы оценки экономической и социальной эффективности управленческих решений;

7. основные принципы и математические методы анализа и оптимизации управленческих решений;

8. виды ответственности за принимаемые решения.

Уметь:

1. организовывать процесс разработки управленческих решений;

2. применять эффективные методы оптимизации решений;

3. адекватно и не предвзято оценивать предлагаемые альтернативы;

4. выбирать рациональные варианты действий в практических задачах принятия решений с использованием экономико-математических моделей;

5. принимать обоснованные управленческие решения.

Владеть: методами построения и анализа эффективных решений и соответствующими возможностями информационных технологий.

Обладать навыками принятия обоснованных управленческих решений, выявления факторов, влияющих на процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений в условиях динамично развивающейся среды.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций,

предусмотренных ФГОС-3:

- владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- способность находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовность нести ответственность за их результаты (ОК-9);

- владеть методами количественного анализа и моделирования,

теоретического и экспериментального исследования (ОК-16);

- владеть навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в т.ч. производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению (ПК-40);

- владеть важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей (ПК-59).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.



    Курс     Семестр   Трудоемкость (в зачетных единицах) Кол-во часов   Итоговая форма контроля     Задание
общее Лекции (Л) Практ. занятия (ПЗ) Промеж. контроль ИРС СРС
экзамен
    № п/п     Раздел дисциплины   Семестр   Неделя семестра   Виды учебной рабо- ты, включая само- стоятельную работу студентов и трудоемкость (в ча- сах) Формы текущего кон- троля успеваемости (по неделям семест- ра) Форма промежуточ- ной аттестации (по семестрам)
Функции решения в методологии и организации процесса управления. Типология управленческих решений. 1-2 Л: 2 ПЗ: 4 СР: Семинар - 2
Условия и факторы качества управленческого решения. 3-6 Л: 2 ПЗ: 4 СР: Семинар – 3-6, Реше- ние задач – 4,5,6
Модели, методология и организация процесса разработки и реализации управленческого решения 6-10 Л: 4 ПЗ: 6 СР: Семинар – 3-6, Тести- рование – 10
4. Анализ внешней среды организации. Влияние внешней среды организации на реализацию альтернативных решений. Приемы разработки и выбора управленческого решения в условиях неопределенности и риска. 10- Л: 4 ПЗ: СР: Семинар – 10-14, Ре- шение задач – 10-14
5. Эффективность управленческих решений Л: 2 ПЗ: 4 СР: Решение задач - 15
6. Контроль реализации управленческого решения 16- Л: 2 ПЗ: 4 СР: Семинар – 16; Решение задач - 16
7. Управленческие решения и ответственность. Л: 1 ПЗ: 2 СР: Семинар - 17; Решение задач - 17
  ИТОГО     Л: 17 ПЗ: СР:  

Тема 4. Анализ внешней среды организации. Влияние внешней среды организации на реализацию альтернативных решений. Приемы разработки и выбора управленческого решения в условиях неопределенности и риска.

Определение внешней среды. Основные элементы внешней среды организации. Внутренне и внешнее кольцо элементов внешней среды, их особенности. Основные параметры процесса анализа элементов внешней среды. Влияние элементов внешней среды на выбор и реализацию управленческого решения. Содержание понятий «неопределенность» и «риск» при принятии управленческого решения. Источники и виды неопределенности. Разновидности экстремальных ситуаций. Классификация рисков при принятии решений.

Основные приемы управления риском. Правила выбора приема управления риском. Сущность и методы анализа риска.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Методы принятия управленческих решений»

Направление подготовки: 080200.62 «Менеджмент»

Профиль подготовки « менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обученияочная_____________________

(очная, очно-заочная и др.)

Краснодар 2012

1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины - формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих принятие ими обоснованных, эффективных управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Задачи дисциплины:

- изучение технологии разработки, принятия и реализации управленческих

решений, в том числе в условиях риска и неопределенности;

- изучение методов анализа, прогнозирования, оптимизации управленче-

ских решений;

- получение практических навыков в применении изучаемых методов раз- работки и принятия управленческих решений при помощи проигрывания кон- кретных ситуаций и решения практических управленческих задач;

- формирование навыков адаптации изученных методов к конкретным управленческим ситуациям.

Данный курс опирается на знания, полученные в процессе изучения предшествующих курсов «Микроэкономика», «Макроэкономика»,

«Производственный менеджмент», «Основы теории управления»,

«Финансовый менеджмент», Данные курсу закладывают основы теоретических знаний в области управления. Базируясь на этих знаниях в курсе «Разработка и принятие управленческих решений» раскрываются прикладные аспекты функционирования организации, деятельность профессиональных менеджеров. Данный курс уточняет и конкретизирует теоретические модели, описывающие экономические процессы, которые рассматривались в блоке теоретических дисциплин, применительно к конкретной сфере деятельности.

В рамках данного курса изучаются базовые закономерности функционирования организации и модели экономической динамики, основные технологии принятия решений в меняющихся условиях.

дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

1. основные понятия предмета;

2. принципы разработки и принятия решений;

3. современные подходы и технологии управленческих решений;

4. способы выработки альтернатив;

5. методы оптимизации управленческих решений;

6. способы оценки экономической и социальной эффективности управленческих решений;

7. основные принципы и математические методы анализа и оптимизации управленческих решений;

8. виды ответственности за принимаемые решения.

Уметь:

1. организовывать процесс разработки управленческих решений;

2. применять эффективные методы оптимизации решений;

3. адекватно и не предвзято оценивать предлагаемые альтернативы;

4. выбирать рациональные варианты действий в практических задачах принятия решений с использованием экономико-математических моделей;

5. принимать обоснованные управленческие решения.

Владеть: методами построения и анализа эффективных решений и соответствующими возможностями информационных технологий.

Обладать навыками принятия обоснованных управленческих решений, выявления факторов, влияющих на процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений в условиях динамично развивающейся среды.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций,

предусмотренных ФГОС-3:

- владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- способность находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовность нести ответственность за их результаты (ОК-9);

- владеть методами количественного анализа и моделирования,

теоретического и экспериментального исследования (ОК-16);

- владеть навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в т.ч. производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению (ПК-40);

- владеть важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей (ПК-59).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

    Курс     Семестр   Трудоемкость (в зачетных единицах) Кол-во часов   Итоговая форма контроля     Задание
общее Лекции (Л) Практ. занятия (ПЗ) Промеж. контроль ИРС СРС
экзамен
    № п/п     Раздел дисциплины   Семестр   Неделя семестра   Виды учебной рабо- ты, включая само- стоятельную работу студентов и трудоемкость (в ча- сах) Формы текущего кон- троля успеваемости (по неделям семест- ра) Форма промежуточ- ной аттестации (по семестрам)
Функции решения в методологии и организации процесса управления. Типология управленческих решений. 1-2 Л: 2 ПЗ: 4 СР: Семинар - 2
Условия и факторы качества управленческого решения. 3-6 Л: 2 ПЗ: 4 СР: Семинар – 3-6, Реше- ние задач – 4,5,6
Модели, методология и организация процесса разработки и реализации управленческого решения 6-10 Л: 4 ПЗ: 6 СР: Семинар – 3-6, Тести- рование – 10
4. Анализ внешней среды организации. Влияние внешней среды организации на реализацию альтернативных решений. Приемы разработки и выбора управленческого решения в условиях неопределенности и риска. 10- Л: 4 ПЗ: СР: Семинар – 10-14, Ре- шение задач – 10-14
5. Эффективность управленческих решений Л: 2 ПЗ: 4 СР: Решение задач - 15
6. Контроль реализации управленческого решения 16- Л: 2 ПЗ: 4 СР: Семинар – 16; Решение задач - 16
7. Управленческие решения и ответственность. Л: 1 ПЗ: 2 СР: Семинар - 17; Решение задач - 17
  ИТОГО     Л: 17 ПЗ: СР:  

Тема 1. Условия и факторы качества управленческого решения.

Определение понятий качество, качество управленческой деятельности, качество управленческого решения. Основные подходы к определению качества управленческой деятельности. Условия, обеспечивающие высокое качество и эффективность управленческого решения.

Стандарты качества. Характеристика основных схем управления качеством продукции. Значение стандартизации процессов управления качеством разработки управленческого решения на производстве. Роль международных стандартов управления качеством.

Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям. Оценка качества управленческого решения.

Факторы, влияющие на принятие управленческих решений. Моральные, психологические, этнические, религиозные ограничения, влияющие на эффективность и качество принимаемого решения.

Роль человеческого фактора в процессе принятия управленческого решения. Социально-психологические и этические основы подготовки управленческих решений.

Личность руководителя и условия успешного управления. Черты характера и темперамента. Влияние особенностей авторитета личности на принятие управленческого решения. Совершенствование стиля управленческой деятельности. Мотивация поведения как функция управления.

Наши рекомендации