Подходы к управлению. Процессный подход

Эта концепция означала поворот в управленческой мысли. Подход применяется и сегодня. Особенность: функции управления рассматриваются как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, а не как единовременное действие. Процесс – серия непрерывных взаимосвязанных действий. Это значит, что каждое действие само по себе является процессом. И все эти действия важны для организации. Эти действия называются управленческими функциями. Каждая функция тоже состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления – общая сумма всех функций. Четыре функции управления – планирование(решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей), организация(Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели), мотивация(чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу)и контроль(процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей) - имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации (Связующие процессы).

17. Выбор структуры, планирование и организационное проектирование.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации.Этот подход был предложен Альфредом Чандлером. Он проанализировал, как на протяжении ряда лет изменялись организационные структуры таких фирм, как «Дюпон», «Дженерал Моторс», «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» и «Сирс». Наблюдая за тем, как эти изменения соотносились с изменениями стратегий и целей организации, Чандлер сформулировал свой ставший знаменитым принцип: «Стратегия определяет структуру». Это означает, что структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Согласно классической теории организации, с выводами которой по данному вопросу согласно большинство менеджеров, структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Вначале руководители должны осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи — подобно тому, как в планировании сначала формулируются общие задачи, — а потом составить конкретные правила.

1. Осуществите деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Решите, какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие — штабными.

2. Установите соотношения полномочий различных должностей. При этом руководство устанавливает цель команд, если необходимо, производит дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения, чтобы более эффективно использовать специализацию и избежать перегрузки руководства.

3. Определите должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и поручите их выполнение конкретным лицам. В организациях, деятельность которых в значительной мере связана с технологией, руководство разрабатывает даже конкретные задачи и закрепляет их за непосредственными исполнителями, которые и несут ответственность за их удовлетворительное выполнение.

Важно понять, что появившаяся в итоге разработки организационная структура — это не застывшая форма, подобная каркасу здания. Поскольку организационные структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующих изменений в структуре.

ТИПЫ ОРГ.СТРУКТУР:

1)функциональная – структура, департаменты которой формируются вокруг базовых функций организации.

2)дивизиональная – структура, принявшая за основу группирования продукт, регион или клиента.

3)проектная – структура, сформированная на базе проекта.

4)матричная – структура, в которой организационные звенья создаются на базе 2 признаков одновременно.

Не существует наилучшей структуры для всех полномочий. Более того, на протяжении своей жизни одной компании может потребоваться несколько раз сменить форму организационной структуры. Приведя ее в соответствие с новыми целями и условиями формирования организации. Однако для каждой компании на каждой стадии ее развития существует эффективная структура, при которой цели функционирования компании достигаются оптимальным способом.

Признаки эффективной организационной структуры:

-структура соответствует стратегии организации

-структура соответствующая среде функционирования организации

-отсутствие противоречий между элементами организационной структуры

Наши рекомендации