Управление конфликтами
Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами; столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей.
Типы конфликтов:
kvvad внутриличностный;
kvvad между личностью и группой;
kvvad межличностный;
kvvad межгрупповой.
Внутриличностный конфликт возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы. Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.
Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если отдельная личность займет позиции, отличающиеся от позиции группы, в то время как производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки.
Межличностный конфликт в организациях чаще всего проявляется в виде борьбы за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии, капитал, рабочую силу. Может проявляться как столкновение между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
Межгрупповой конфликт возникает между формальными и неформальными группами. Часто происходит между линейным и штабным персоналом, между функциональными группами.
Последствия конфликтов могут быть функциональные и дисфункциональные.
Функциональные – проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению проблемы. Это располагает стороны к сотрудничеству. Конфликт может уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, что способствует улучшению качества процесса принятия решений.
Дисфункциональные:
kvvad рост чувства неудовлетворенности у персонала, усиление текучести кадров, снижение производительности;
kvvad меньшая степень сотрудничества в будущем;
kvvad сильная преданность своей группе и усиление негативной конкуренции с другими группами;
kvvad представление о своих целях как о положительных;
kvvad сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;
kvvad увеличение враждебности между сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;
kvvad придание большего значения «победе» в конфликтах, чем решению реальной проблемы.
Эффективный менеджер должен владеть способами предупреждения конфликтов:
• создание хороших условий деятельности, четкое распределение функций, прав, ответственности, согласование интересов работников;
• выявление потребностей работников и создание условий для максимального их удовлетворения;
• формирование рабочих групп с учетом личной совместимости, применение адекватного стиля руководства;
• своевременное обнаружение противоречий и разногласий и их разрешение на основе переговоров.
Если конфликта избежать не удалось, необходимо найти способы его разрешения (табл. 9.3 и 9.4).
Таблица 9.3
Межличностные стили разрешения конфликтов
Рис. 9.4. Методы разрешения конфликта
Менеджер и стресс
Работоспособность – способность к работе, к труду в определенном ритме определенное количество времени. Работоспособность имеет свои пределы (рис. 9.5).
Среди обязательных условий, обеспечивающих работоспособность человека и предупреждающих переутомление, важное место занимает правильное чередование труда и отдыха. Менеджер постоянно находится в состоянии нервного напряжения, что разрушающе действует на его здоровье. Частота возникновения стрессовых ситуаций в деятельности менеджера примерно 6 – 7 баллов при десятибалльной шкале.
Стресс – постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемную ситуацию в виде перегруппировки физических и нравственных сил.
Причины стресса:
• служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности (61% случаев);
• «психологического» характера (32% случаев);
• серьезные заболевания (7% случаев).
Со временем под влиянием прогрессирующей напряженности труда у каждого человека складывается «своя» группа сигналов стрессоров.
Кратковременные сигналы:
kvvad раздражительность;
kvvad «говорливость»;
Рис. 9.5. Предел работоспостобности
kvvad периодические боли в затылке;
kvvad усиленная тяга к курению;
kvvad изжога и т.д.
Приобретающие постоянство сигналы:
kvvad длительные боли в какой-то части головы, сердца;
kvvad депрессия;
kvvad полная потеря аппетита;
kvvad затухание жизненного тонуса;
kvvad лихорадочный блеск в глазах и т.д.
Пути преодоления стресса могут быть различными.
1). Если человек будет довольствоваться правилом: «поступай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создает для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.
2). Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же не заводите дружбы с «трудными», несдержанными людьми.
3). Цените радость подлинной простоты жизненного уклада: напыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружающих.
4). С какой бы жизненной ситуацией Вы не столкнулись, подумайте, стоит ли сражаться.
5). Физические упражнения, заряжающие организм бодростью и энергией.
6). В каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.
7). Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни; лучший способ уменьшить стресс – это отвлечься, «профилактика радостью».
8). Возможен и такой подход к сложившейся ситуации: я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а отгораживаюсь от него или учусь реализовывать свои жизненные программы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить.