Государственное и муниципальное управление и государственный и муниципальный менеджмент: общее и особенное
Английское слово management (управление, заведование, организация) происходит от корня латинского слова «манус» — рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже оно было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Менеджмент — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.
Управление же — функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаимодействия внутрисистемного и межсистемного.
Управление понятие более широкое, чем менеджмент. Неслучайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персональный, международный, экологический, производственный, снабжения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяют выделить до 80 видов управления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды.
Исследователи М. Альберт, М. Мескон и другие отмечают, что американцы, например, говоря о менеджменте, как правило, подразумевают менеджера — профессионального управляющего, представителя особой профессии (в средних городах США, с населением 25— 250 тысяч человек, используется исторически сложившаяся модель муниципального управления «совет-менеджер», действующая по аналогии с формами руководства частными корпорациями, управляемыми профессиональными менеджерами под контролем совета директоров.) Термин «менеджмент», по мнению американских авторов, применим ко всем типам организаций, но когда речь идет о государственных органах любого уровня (характерной чертой англосаксонской модели организации местного самоуправления является то, что местные органы представляют собой составную часть государственного управления), используется термин «public administration» — государственное управление (т. е применительно к муниципальному управлению по аналогии мы можем сказать — «municipal administration»).
В России в данной ситуации тоже применяются термины: «государственное управление», «политическое управление», «местное управление» и другие. Думается, что под управлением в этих случаях подразумевается нечто более глубокое, чем просто менеджмент. Государственное и муниципальное управление —«это деятельность органов государственного и местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов...».
Субъектами менеджмента являются менеджеры — руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации, объектом — персонал организации (фирмы), а целью — получение прибыли на основе существующей законодательной базы. Следовательно, государственный и муниципальный менеджмент больше характерен для управления государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, а не муниципальным образованием и государством в целом.
У понятий «государственный и муниципальный менеджмент» и «государственное муниципальное управление» различны субъекты, объекты, и цели. Исходя из этого понятия «государственное и муниципальное управление» и «государственный и муниципальный менеджмент» полностью отождествлять нельзя. Понятие «управление» более широкое, емкое, чем понятие «менеджмент» в системе государственного и муниципального управления. Оно включает в себя не только деятельность по управлению персоналом, предприятиями, организациями, учреждениями, маркетинг, стратегическое планирование и другое.
Сегодня в нашей стране идет дискуссия и предпринимаются попытки внести новую модель управления на государственном и муниципальном уровне – государственный менеджмент и муниципальный менеджмент, сложились разные точки зрения на суть менеджмента в государственном управлении. Так, профессор В.Е. Чиркин считает, что менеджмент может включать администрирование, но отнюдь не сводится к нему.
Приемы менеджмента используются в разных сферах управленческой деятельности (для руководства предприятием, учреждением, общественным объединением и т.д.). Менеджмент в государственном управлении и местном самоуправлении имеет свои особенности, вытекающие, прежде всего из того факта, что менеджер обладает полномочиями, производными от публичной власти. Хотя в государственном управлении и местном самоуправлении эта власть неодинакова, она всегда является важнейшим ресурсом менеджмента, действующим, в том числе и психологически…
В отличие от публичного администрирования, которое может распространяться на страну в целом, определенный регион и др., государственный и муниципальный менеджмент имеет более узкую сферу воздействия и более конкретный характер. Обычная сфера менеджмента – сравнительно небольшой коллектив, хотя это может быть и предприятие с тысячами рабочих, и область с миллионным населением[1].
Однако следует отметить, что в последнее время в нашей стране менеджмент представлен как современная модель модернизации государственного управления, ориентированная на усиление стратегического планирования, повышение эффективности и качества государственной деятельности. В современных демократических государствах на протяжении более двадцати лет идет административная реформа (новое государственное управление), целью которой является трансформация философии и культуры государственного управления в соответствии с культурой бизнеса. Речь идет о внедрении в госсектор духа предприимчивости, инициативы, заботы о клиенте в противовес старой бюрократической культуре управления.
В результате государственный и муниципальный менеджмент ориентированную на результаты, а не на процедуры, использующую новейшие управленческие технологии, показав свою эффективность, с учетом специфических задач правительства, как гаранта социальных прав и общественного порядка. Этот пересмотр стал ключевой задачей в государственной и муниципальной политике и представлен в концепции «нового государственного муниципального управления», предполагающей следующие изменения в системе государственного менеджмента:
· ориентация на клиента, включая расширение зоны ответственности госучреждений за счет новых сфер потребностей граждан, не входивших ранее в зону ответственности государства;
· рыночная оценка деятельности госструктур, включающая конкуренцию государственных и частных организаций за наиболее эффективное выполнение бывших ранее исключительно государственными функций;
· приватизация многих направлений деятельности государственных агентств и др.
[1] Попов Р. Региональный менеджмент. Учеб.- 2000. – С.36-38.