Взаимодействие с внешней средой
Функции управления качеством
Процесс общего организационного и оперативного управления качеством предусматривает выполнение разными звеньями управления основных управленческих функций: взаимодействие с внешним звеном, формирование политики и планирование качества, организация работ по качеству, обучение и мотивация персонала, контроль качества продукции, разработка и внедрение мероприятий по улучшению качества продукции. Все эти функции взаимосвязаны и в совокупности формируют процесс управления качеством в рамках организации.
Взаимодействие с внешней средой.
Процесс управления качеством начинается и заканчивается взаимодействием с внешней средой. Из внешней среды предприятие получает заказ на изготовление продукции требуемого качества и получает от поставщиков необходимые материалы, ресурсы и услуги. Во внешнюю среду предприятие поставляет продукцию в соответствии с требованиями заказчиков и получает от них отзывы на свою продукцию.
Эффективность и результативность деятельности организации по качеству зависит не только от внутренних возможностей организации, но и от внешних факторов, воздействующих на качество продукции.
Основными факторами внешней среды в большей степени влияющие на качество продукции являются:
1) потребители и заказчики, требования которых в первую очередь должны учитываться при создании продукции;
2) научно-технический прогресс и достижения конкурентов, дающие ориентиры при определении требуемого уровня качества продукции;
3) поставщики трудовых ресурсов, от которых зависит формирование на предприятии главного, человеческого фактора, решающим образом влияющего на качество (один из факторов обеспечивающих качество);
4) поставщики сырья, материалов и комплектующих изделий, уровень качества которых напрямую влияет на качество продукции;
5) государственные органы и законы, международные и отечественные стандарты, устанавливающие правила и регулирующие деятельность в области качества, защиты окружающей среды и здоровья населения, а также защиты прав потребителей и работников организации.
6) политическая, экономическая и социальная ситуация в регионе и в целом стране и др.
Для учета влияния этих факторов на качество продукции необходимо обеспечить в организации реализацию следующих работ:
- изучение рынка;
- активный поиск и взаимодействие с потребителями и заказчиками;
- сбор и анализ информации о научно – техническом прогрессе и достижениях конкурентов;
- планирование модернизации и обновление продукции с целью ее постоянного совершенствования;
- контроль над выполнением требований заказчиков и потребителей при разработке, изготовлении и обслуживании продукции;
- проведение сертификации продукции и системы качества;
- выбор квалифицированных поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий;
- отслеживание действующего законодательства в области качества;
- связь с общественностью при помощи участия в выставках, семинарах по качеству.
Вся эти процессы должны учитываться при создании систем управления качеством и при распределении ресурсов и полномочий между разными подразделениями организации.
2. Формирование политики и планирования качества.
Политика и цели организации в области качества.Обязательным элементом документации системы качества является приказ о политике и целях организации в области качества, подписанный высшим руководством. Разработанная политика в области качества, в виде основных направлений и целей, включается в «Руководство по качеству», которое служит описанием системы качества и рассылается по подразделениям для ознакомления и выполнения.
В политику в области качества могут быть включены:
- экономические и социальные цели организации;
- приоритетные цели организации в области обеспечения и повышения качества осуществляемых процессов и выпускаемой продукции;
- распределение ответственности и обязанностей между руководителями и подразделениями организации в рамках системы менеджмента качества;
- принципы построения системы менеджмента качества.
Экономические и социальные цели могут охватывать: расширение рынков сбыта или завоевание новых; расширение номенклатуры за счет освоения принципиально новых видов продукции; улучшение экономического положения организации в результате повышения качества.
Большое значение при разработке политики имеет экономическое состояние организации. Состояние организации на момент разработки политики в области качества влияет на характер задач в области качества, стоящих перед организацией.
В условиях стабильной работы организации основным направлением политики качества является опережение конкурентов в области качества путем постоянного усовершенствования выпускаемой продукции и требует активного проведения исследований, разработки перспективных проектов, внедрения передовых технологий, подготовки и мотивации персонала.
В кризисные периоды при спаде производства и нехватке инвестиций, в политике качества, в первую очередь, необходимо предусматривать сохранение достигнутого уровня качества, способного на какое-то время поддержать спрос на продукцию.
Основное внимание в этом случае должно быть уделено использованию всех имеющихся внутренних резервов для поддержания качества и поиска таких решений, которые позволили бы без снижения качества сократить затраты на производство продукции.
Во всех случаях политика качества должна убеждать заказчиков и потребителей в том, что в организации верно определены направления работ и цели в области качества и имеются соответствующие возможности для их достижения, которые позволят организации стабильно выпускать продукцию требуемого качества.
Планирование качества.После разработки политики и определения целейв области качества приступают к планированию качества будущей продукции и процессов, необходимых для обеспечения выпуска качественной продукции.
Как уже отметили раньше, ИСО 9000:2000 определяет планирование качества,как часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Планирование качества охватывает планирование качества продукции (в том числе свойства и характеристики продукции, требования к качеству и оценку качества), планирование управленческой деятельности (в том числе разработку и внедрение систем качества), подготовку программы качества и выработку положений по постоянному улучшению качества продукции и процессов.
Планирование качества осуществляется путем разработки планов. План качества – это документ, определяющий какие процессы и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться для обеспечения надлежащего уровня качества продукции.
3. Организация работ по качеству (создание системы менеджмента качества).
После выработки политики и целей организации в области качества, планирования работ по их достижению необходимо организационно обеспечить выполнение этих планов. Для этого необходимо создание и внедрение в организации хорошо функционирующую систему менеджмента качества. Поэтому под организацией работ по качеству понимаем разработку и обеспечение эффективного функционирования систем менеджмента качества.
Организацией работ по качеству включает следующие основные этапы:
1. Разработка систем менеджмента качества, согласно требованиям международных стандартов ИСО 9001:2008.
2. Этап внедрения систем менеджмента качества, согласно рекомендации международных стандартов ИСО 9004:2008.
3. Обеспечение эффективного функционирования систем менеджмента качества и проведения внутренних проверок для улучшения ее деятельности.
4. Сертификация систем менеджмента качества.
При создании системы менеджмента качества необходимо назначить представителя высшего руководства организации, который отвечает за разработку, внедрения и функционирования систем менеджмента качества, распределить права и обязанности по решению данной задачи среди всех сотрудников организации.
Необходимо также иметь подготовленных в профессиональном плане исполнителей, разработать документацию, регламентирующую их работу по обеспечению качеством, обеспечить их планами и методиками выполнения работ, соответствующими ресурсами и необходимыми полномочиями. Необходимо также, периодически проводить внутренние проверки для оценки эффективности системы менеджмента качества и разработки мероприятий по ее постоянному улучшению.
Завершающим этапом создания системы менеджмента качества является сертификация системы качества на соответствие требованием стандарта ИСО 9000:2008. Получение сертификата от авторитетного независимого органа дает заказчикам дополнительную уверенность в возможности предприятия стабильно обеспечивать выпуск продукции требуемого качества.