Развитие науки об управлении людьми в процессе производства
Изучение литературных источников дало возможность выделить шесть основных этапов развития менеджмента:
Этап развития науки об управлении людьми в процессе производства, базировался на повышении эффективности деятельности организации на началах усовершенствования производственных процессов и операций. На этом этапе менеджеров более всего волновали технические подходы, которые касаются не только машин, станков, оборудование, всех видов технологий, но и управленческих знаний, организационных структур, методов производственного планирования, образов расположения рабочих мест, приемов и привычек работы, уровня квалификации и подготовки рабочей силы. Этот этап характеризуется развитием школы научного управления, классической (административной) школы управления, «фордизма» и др.
Школа научного управления (1855–1920) –связанная с роботами Фредерика Тейлора, Френка и Лиілиан Гилбрет, Генри Ганта. Они осуществляли исследование на уровне организации, фактически создали и обосновали производственный менеджмент, занимались наблюдениями, замерами и анализом операций ручной работы, стимулированием трудовой активности, нормированием работы и т.п. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915),начав работать учеником в механической мастерской, прошел все должностные ступеньки от молодого служащего к главному инженеру большого металлургического завода. Вместе с тем занимался научной деятельностью. Исследование Тейлора из проблем научной организации производства стали фактически первой попыткой создать науку управления. Его работы начали развитие менеджмента в США, а потом и в других странах. Основное внимание сосредоточивал на изучении и с помощью наблюдения и хронометража движений рабочих, разработке рекомендаций относительно ликвидации непроизводительных расходов людской энергии и повышение эффективности работы. В своих работах «Управление фабрикой» (1903г.) и «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) Ф.Тейлор разработал ряд методов научной организации работы, которые базировались на началах хронометража, стандартизации приемов и орудий работы. Тейлор выделил принципы научного управления: измерение работы, разделение труда, мотивация, индивидуальный и производственный процесс, составление программ стимулирования, роль профсоюзов, развитие управленческого мышления, правила и стандарты менеджмента, составление задач-инструкций, роль менеджмента, игнорирование профсоюзов. Ключевые идеи научного управления: научные методы анализа работы для определения лучших (рациональных) путей изготовления продукции; акцент на задачах отбору, обучение рабочим; зарождение кооперации между рабочими и менеджерами.
Главная заслуга Ф. Тейлора заключается в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал методологические основы нормирования работы, стандартизировал трудовые операции, ввел научные подходы подбора, расстановка и стимулирование работников.
Генри Гант (1861-1919) – последователь и ученик Ф.У. Тейлора. Г. Гонт запатентовал десятки технологически- конструкторских изобретений, занимался организацией работы рабочих и управленцев, акцентировал внимание на общности интересов, сотрудничестве руководителей и подчиненных, научном отборе кадров, прогрессивных прудах, инструкций для рабочих. Считал одной из основных функций руководителей – обучение подчиненным, вследствие чего у работников должны формироваться т.н. «привычки производства»: трудолюбие, кооперация, четкость, максимальное использование работником своих способностей, постоянное стремление повышать квалификацию.
Френк Гилбрет (1868-1924) и Лилиан Гилбрет (1878-1972) – супруги, работы которых относительно улучшения изучения движений рабочих заложили фундамент для современного разработки стандартов работы, а также принципов стимулирования работы с помощью заработной платы. Они разработали и использовали для исследования операций рабочих большое многообразие устройств и механизмов. Первыми применили фотоаппарат и кинокамеру, изобрели микрохронометр – часы с секундной стрелкой, способен зафиксировать время с точностью до 1/2000 минуты. Дж.Гилбрети широко использовали для записей трудового процесса графики и диаграммы, развили систему «белых карточек» для персонала, которая формировала базу для системы оценивания достижений, большое значение предоставляли написанию инструкций для противодействия безалаберщины и недоразумением. Начали исследование утомленности работников и ее влияния на здоровье и производительность. Целью их исследований было полная реализация потенциала человека, развитие методов работы, усовершенствование инструментов, создание здоровой психологической атмосферы в коллективе.
Не менее яркими представителями школы научного управления есть Чарльз Беббидж, Даниэль Маккалум, Гаррисон Эмерсон, Александр Богданов и прочие.
Чарльз Беббидж (1792-1871) – представитель школы научного управления, который родился в семье зажиточного банкира, отличался феноменальным интеллектом и изобретательностью. Первый в мире изобрел «аналитическую машину» – предшественник цифровой вычислительной машины, которая работала на перфорированных картах.
Гаринхтон Эмерсон (1853-1931) – известный американский инженер, рационализатор. Образование получил в Баварском политехническом университете в городе Мюнхене. Основные положения научных разработок Г. Эмерсона изложенные в его книге «Двенадцать принципов производительности» ( 1912 г.). К основным принципам производительности работы относил: четко определенные цели, здравый смысл, использование консультаций, жесткую дисциплину, справедливость во всех сферах, систематический учет, планирование и определение путей выполнения работ, нормы и графики выполнения работы, стандартизацию условий работы, нормирование операций, письменные Инструкции, вознаграждения за эффективность работы.
Александр Богданов (Малиновский) (1873-1928) – российский экономист, философ, политический деятель, ученый-природовед. Закончил медицинский факультет Харьковского университета. Погиб вследствие проведенного на себе медицинского эксперимента. Один из основателей тектологии – науки об общих законах организации. Основные идеи относительно создания этой науки изложил в работе «Общая организационная наука». Отдельные положения тектологии (принцип обратной связи, моделирование и прочие) активно использовались в дальнейшем в других науках, в частности – в кибернетике. Является автором таких работ: «Короткий курс экономической науки», «Начальный курс политической экономии в вопросах».
Школа «фордизма» (1899–1945).ее основатель Генри Форд
(1863-1947)– выдающийся американский предприниматель, научный работник, изобретатель. В 1903 г. основывает компанию «Ford Motors», роль которой в формировании современного общества тяжело переоценить. Организовал массовое производство простых надежных автомобилей, которые могла себе позволить американская семья со средним благосостоянием. С 1903 до 1908 г. Форд вместе со своими инженерами разрабатывает 19 моделей автомобилей, которые чрезвычайно сложно даже в современных условиях. В 1908 году разработана модель автомобиля Т, которая приобрела такую неистовую популярность, что заводы Форда не успевали выполнять заказ. В ответ на это на заводе внедрена конвейерная технология производства автомобилей, впервые применена стандартизация взаимозаменяемых частей изделий. Форд впервые ввел восьмичасовой рабочий день, научно обосновал уровень заработной платы работников (на его предприятии заработная плата была вдвое высшая, чем среднеотраслевая), предоставил работникам предприятия возможность покупать автомобили в кредит. Империя Генри Форда процветает и сегодня. Кроме производства автомарок Ford, Linciln, Mercury, Mazda, Aston Martin, Jaguar, Land Rover, компания работает в областях финансирования (Ford Credit), запчастей и сервиса (Ford Customer Service Division), а также проката автомобилей (Herts).
Классическая (административная) школа управления (1920-1950)начатая Анри Файолем,которого часто называют отцом менеджмента. Занималась изучением роли и функций менеджеров. Анри Файоль (1841-1925) – французский инженер и научный работник. После истечения в 1860 г. горной школы начал работать в большом металлургической компании «Комаболь». В центре этой системы – административная доктрина, которая определяла суть административных функций, их назначение, принципы административного управления. Основные теоретические выводы А. Файоля относительно проблем усовершенствования управления изложены в его работах «Общее и промышленное управления», «Научная организация работы», «Положительное управление». А. Файоль выделил шесть видов деятельности промышленных предприятий: 1) техническая деятельность (производство, обработка); 2) коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен); 3) финансовая активность (поиск и оптимальное использование капитала); 4) деятельность, направленная на обеспечение безопасности собственности, персонала; 5) учетная деятельность; 6) управленческая (административная) деятельность.
А. Файоль подчеркивал, что управления – это отделенная деятельность, в осуществимые которой принимают участие руководители и работники организации. При этом руководитель должен владеть определенными чертами, а именно: физические качества (здоровье, сила, речь); умственные качества (способность понимать и изучать, оценивать, адаптироваться); моральные качества (энергичность, инициативность, ответственность, лояльность, фактичность, достоинство); общее образование (общий уровень эрудиции и интеллекта); специальные знания (технические, коммерческие, финансовые, управленческие и другие знания, которые касаются выполняемых функций); опыт работы.
А. Файоль выделил в управлении пять основных функций: планирование, организация, распорядительство, координирование и контролирование. На началах разработок А. Файоля в 20-х гг. были сформулированы понятия организационной структуры управления, элементы которой является системой взаимосвязей, непрерывных взаимосвязанных действий, функций управления. А. Фасоль разработал 14 принципов менеджмента:разделение труда, полномочие и ответственность, дисциплина, единовластие, единство направления деятельности, подчинение личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерархия управления, порядок, справедливость, стабильность рабочего места, инициатива, корпоративный дух. Этой школой было впервые разработано и обоснованно теоретические принципы менеджмента и определена приоритетная роль менеджера как руководителя и организатора. Ключевые идеи: иерархия решает взаимоотношения между должностями; правила и регуляторы специализированной деятельности каждой должности; централизация решений на высших уровнях управления.
Ярким представителем классической школы управления полагает Липделл Уирвик (1881-1983.).В 50-те гг. Л. Уирвик (извлек международное признание; в сфере усовершенствования методов управления, в 1956 г. стал советником индийского правительства по вопросам подготовки руководящих кадров. Наиболее известной работой есть «Значения рационализации». Под рационализацией понималась совокупность организационных и технических методов, которые призваны снизить к минимуму потери разных видов ресурсов. К таким методам Л. Уирвик относил: научную организацию работы, стандартизацию материалов и изделий, упрощение производственных процессов, оптимизацию систем транспорта и маркетинга.