Формирование обязательных элементов научного исследования

Научное исследование включает ряд обязательных элементов, выстроив которые можно считать, что выполнены требования к структуре научного исследования. К этим элементам относятся:

· Актуальность темы

· Цель исследования

· Объект и предмет исследования

· Гипотеза исследования

· Методика исследования

· Научная новизна

· Практическая значимость

Актуальность темы исследования

Степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения некоторой проблемы, вопроса, задачи (в пределах страницы).

Актуальность обосновывается:

· Неизученностью выбранной темы: заполнение пробела в системе научных знаний

· Возможностью решения определенной практической задачи, которая до сих пор не решалась или решалась неэффективно

· Развитием определенных тенденций, которые требуют осмысления

· Все вышеперечисленное в различных сочетаниях

Для ранее использованного примера «Качество образования» актуальность задачи исследования может быть обоснована следующим образом:

Существует множество подходов к оценке качества образовательных услуг, но имеющиеся методики не носят нормативного характера (т.е. нет «правильной» методики, обязательной к использованию). Поэтому вполне допустимо сформировать еще одну методику, которая будет более полно учитывать качество образовательных услуг и поэтому оценка будет более адекватной.

Как показывает проведенный анализ, существующие методики оценки качества образовательных услуг не учитывают некоторые важные критерии и показатели. Исследование, которое предполагается выполнить, позволит решать задачу оценки качества образовательных услуг более эффективно.

Цель исследования

Цель – образ будущего, что мы хотим получить при проведении научного исследования.

Для ранее использованного примера «Качество образования» цель исследования может быть сформулирована следующим образом:

Выявить критерии и показатели для адекватной оценки качества образовательной услуги ее получателями.

Объект и предмет исследования

Объект исследования – некоторая совокупность, процессы или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Существуют варианты определения объекта и предмета:

· Объект и предмет соотносятся как целое и часть. Объект – шире, предмет – уже, находится в границах объекта. Предмет определяет тему исследования

· Объект – некоторая совокупность вещей, процессов, явлений, а предмет- то, что у них изучается.

Для ранее использованного примера «Качество образования» объект и предмет исследования могут быть сформулированы следующим образом:

Объект исследования: качество образовательных услуг в области экономики, менеджмента и юриспруденции

Предмет исследования - критерии и показатели для адекватной оценки качества

Гипотеза исследования

Гипотеза – предполагаемое решение задачи. Требования к гипотезе: не должна содержать понятий, которые не уточнены; должна быть проверяема при помощи имеющихся методов. В процессе исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута.

Схема формирования гипотезы:

Если …….., то …………

Для ранее использованного примера «Качество образования» гипотеза может быть сформулирована следующим образом:

Если в качестве критериев качества образовательной услуги использовать уровень оплаты труда выпускника вуза и динамику вертикальной карьеры, то оценка по этим критериям будет наиболее адекватной.

Методика исследования

Методика характеризует методы, условия и объекты исследовательских действий.

В качестве методов могут использоваться логический и системный анализ имеющейся информации, построение моделей: логической, графической, математической и др. (кабинетное исследование), опрос экспертов с помощью анкет, интервью, проведения мозговой атаки и др. методами (полевое исследование).

Для ранее использованного примера «Качество образования» методика исследования может быть сформулирована следующим образом:

Используются логический анализ имеющейся информации, логическое моделирование (соотношение понятий «качество», «качество образования», «качество образовательной услуги», «образование», «высшее профессиональное образование», «образовательная услуга»; «услуга», образовательная услуга»)

Научная новизна***

Новизна может быть субъективной (для самого исследователя) и объективной (новизна для общества).

Познавательные ситуации, благоприятные для получения нового знания:

· Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления или процесса научными методами и превращение его в научно установленный факт

· Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале

· Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике

· Изучение известного явления или объекта более совершенными методами

· Сопоставление, сравнительный анализ явлений, процессов.

· Изменение условий протекания процессов и явлений.

Для ранее использованного примера «Качество образования» научная новизна может быть сформулирована следующим образом:

Исследование обладает объективной научной новизной. Научная новизна исследования заключается в выявлении новых критериев оценки качества образовательной услуги и разработке на их основе новых показателей.

Практическая значимость***

Может заключаться в возможности:

· Решения практической задачи

· Проведения дальнейших научных исследований

· Использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов

· Повышении уровня методической оснащенности практических работников

Для ранее использованного примера «Качество образования» практическая значимость может быть сформулирована следующим образом:

Наши рекомендации