Формирование обязательных элементов научного исследования
Научное исследование включает ряд обязательных элементов, выстроив которые можно считать, что выполнены требования к структуре научного исследования. К этим элементам относятся:
· Актуальность темы
· Цель исследования
· Объект и предмет исследования
· Гипотеза исследования
· Методика исследования
· Научная новизна
· Практическая значимость
Актуальность темы исследования
Степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения некоторой проблемы, вопроса, задачи (в пределах страницы).
Актуальность обосновывается:
· Неизученностью выбранной темы: заполнение пробела в системе научных знаний
· Возможностью решения определенной практической задачи, которая до сих пор не решалась или решалась неэффективно
· Развитием определенных тенденций, которые требуют осмысления
· Все вышеперечисленное в различных сочетаниях
Для ранее использованного примера «Качество образования» актуальность задачи исследования может быть обоснована следующим образом:
Существует множество подходов к оценке качества образовательных услуг, но имеющиеся методики не носят нормативного характера (т.е. нет «правильной» методики, обязательной к использованию). Поэтому вполне допустимо сформировать еще одну методику, которая будет более полно учитывать качество образовательных услуг и поэтому оценка будет более адекватной.
Как показывает проведенный анализ, существующие методики оценки качества образовательных услуг не учитывают некоторые важные критерии и показатели. Исследование, которое предполагается выполнить, позволит решать задачу оценки качества образовательных услуг более эффективно.
Цель исследования
Цель – образ будущего, что мы хотим получить при проведении научного исследования.
Для ранее использованного примера «Качество образования» цель исследования может быть сформулирована следующим образом:
Выявить критерии и показатели для адекватной оценки качества образовательной услуги ее получателями.
Объект и предмет исследования
Объект исследования – некоторая совокупность, процессы или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Существуют варианты определения объекта и предмета:
· Объект и предмет соотносятся как целое и часть. Объект – шире, предмет – уже, находится в границах объекта. Предмет определяет тему исследования
· Объект – некоторая совокупность вещей, процессов, явлений, а предмет- то, что у них изучается.
Для ранее использованного примера «Качество образования» объект и предмет исследования могут быть сформулированы следующим образом:
Объект исследования: качество образовательных услуг в области экономики, менеджмента и юриспруденции
Предмет исследования - критерии и показатели для адекватной оценки качества
Гипотеза исследования
Гипотеза – предполагаемое решение задачи. Требования к гипотезе: не должна содержать понятий, которые не уточнены; должна быть проверяема при помощи имеющихся методов. В процессе исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута.
Схема формирования гипотезы:
Если …….., то …………
Для ранее использованного примера «Качество образования» гипотеза может быть сформулирована следующим образом:
Если в качестве критериев качества образовательной услуги использовать уровень оплаты труда выпускника вуза и динамику вертикальной карьеры, то оценка по этим критериям будет наиболее адекватной.
Методика исследования
Методика характеризует методы, условия и объекты исследовательских действий.
В качестве методов могут использоваться логический и системный анализ имеющейся информации, построение моделей: логической, графической, математической и др. (кабинетное исследование), опрос экспертов с помощью анкет, интервью, проведения мозговой атаки и др. методами (полевое исследование).
Для ранее использованного примера «Качество образования» методика исследования может быть сформулирована следующим образом:
Используются логический анализ имеющейся информации, логическое моделирование (соотношение понятий «качество», «качество образования», «качество образовательной услуги», «образование», «высшее профессиональное образование», «образовательная услуга»; «услуга», образовательная услуга»)
Научная новизна***
Новизна может быть субъективной (для самого исследователя) и объективной (новизна для общества).
Познавательные ситуации, благоприятные для получения нового знания:
· Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления или процесса научными методами и превращение его в научно установленный факт
· Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале
· Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике
· Изучение известного явления или объекта более совершенными методами
· Сопоставление, сравнительный анализ явлений, процессов.
· Изменение условий протекания процессов и явлений.
Для ранее использованного примера «Качество образования» научная новизна может быть сформулирована следующим образом:
Исследование обладает объективной научной новизной. Научная новизна исследования заключается в выявлении новых критериев оценки качества образовательной услуги и разработке на их основе новых показателей.
Практическая значимость***
Может заключаться в возможности:
· Решения практической задачи
· Проведения дальнейших научных исследований
· Использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов
· Повышении уровня методической оснащенности практических работников
Для ранее использованного примера «Качество образования» практическая значимость может быть сформулирована следующим образом: