Тематика эссе по дисциплине «теория и история менеджмента»
Выбор варианта работы осуществляется по номеру зачетной книжки. Однако, если студента, заинтересовала иная тема он может взять ее по согласованию с преподавателем.
1. Значение истории управленческой мысли для современной науки и практики менеджмента организации.
2. Научная организация труда (НОТ) в работах А.К. Гастева и его последователей.
3. Управление в государствах Древнего Востока.
4. Формирование управленческой мысли на Западе в рамках «школы науки управления». Этапы, направления, представители.
5. Управление в Древней Греции. Особенности управления в Афинах и Спарте.
6. Планирование в СССР – как инструмент управления.
7. Управление в Древнеримском государстве.
8. Значение плана ГОЭРЛО (РСФСР) для развития теории и практики управления.
9. Особенности управления в средние века.
10. Советская школа экономико-математических методов. Труды и постижения. Л.В. Канторович – лауреат Нобелевской премии 1975 года.
11. Различие во взглядах на поощрение работников предприятия в работах Ф. Тейлора, Г.Л. Гантта, Ф. Гилбрета.
12. Совнархозы при Н.С. Хрущеве – форма реализации территориального принципа управления в капитальном строительстве.
13. Предпосылки и база формирования профессии менеджера. Проблемы собственников и менеджеров.
14. Третий период развития управленческой мысли (Доиндустриальная эпоха).
15. Вклад Г. Форда в развитие менеджмента.
16. Г. Форд. Рестрикционизм. Программа обучения рабочих.
17. А.Н. Косыгин и реформа промышленности 1965г.
18. Эволюция отношений к работнику с XVIII в. по настоящее время.
19. Четвертый период развития управленческой мысли (Начало индустриальной эпохи).
20. Монополистическая организация бизнеса в начале XX в. Проблемы и следствия.
21. Управленческая мысль в эпоху «зрелого социализма».
22. Влияние мирового кризиса 1929 – 1933 гг. на формирование управленческих и экономических теорий.
23. Модели экономической реформы в России второй половины ХХ века (1980-90 г.г.)
24. Природа управления и исторические тенденции его развития
25. Влияние промышленного переворота на менеджмент как науку и практику.
26. Понятие и сущность управления с позиций современных наук.
27. Влияние технологических укладов (Д. С. Львов и С. Ю. Глазьев) на развитие экономики и изменение менеджмента.
28. Основные тенденции новейшего менеджмента.
29. А. Слоун: успешный пример эффективного управления крупными промышленными предприятиями.
30. Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская, европейская, китайская.
31. Влияние психологии и социологии на развитие менеджмента организации.
32. Г.Эмерсон и его 12 принципов производительности труда. Их значение для повышения эффективности управления организацией.
33. Ситуационный анализ – эффективный инструмент современного менеджмента.
34. Развитие теорий мотивации в XX–ХХI веках.
35. Японские кружки качества: история возникновения, эффективность работы.
36. Вклад количественной школы управления в формирование современных взглядов на менеджмент.
37. Менеджмент в условиях глобализации экономики.
38. Характеристика и значение школы психологии и человеческих отношений.
39. Содержание школы научного менеджмента. Ее актуальность для современных российских предприятий.
40. Перестройка системы управления в СССР в 60-е и последующие годы.
41. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
42. Классическая школа управления А.Файоля.
43. А.Слоун, Дж.Муни, А. Рейли – классическая теория менеджмента.
44. Л. Гьюлик и Л.Урвик – модель управления организацией POSDCORB и совершенствование общих принципов управления.
45. Неоклассическая школа (школа человеческих отношений и поведения).
46. Э.Мэйо. Хоторнские эксперименты.
47. Ч.Барнард и его вклад в формирование школы человеческих отношений.
48. М. Фоллетт и ее вклад в развитие школы человеческих отношений.
49. Бюрократические подходы в менеджменте организации: история применения, положительные и отрицательные стороны.
50. Организация и координация работ в Древнем Египте.
51. Опыт использования концепции управление знаниями в современной России.
52. Религиозно-коммерческая концепция развития управления в Древнем мире.
53. Самоменеджмент: виды, цели, технология. Ваш опыт или план применения самоменеджмента.
54. Первый период развития управленческой мысли (Древний Мир).
55. Коммуникативные и информационные технологии в современном менеджменте. Ваши идеи по повышению эффективности их использования.
56. Второй период развития управленческой мысли (Средневековье и Эпоха Возрождения).
57. Профессиональные ассоциации менеджеров
58. Успешный менеджмент в России: история компании ХХХХ
59. М. Вебер – теория бюрократического построения организации.
60. Отечественная школа управления и теоретические воззрения О.А. Ерманского.
Выбор темы эссе осуществляется согласно порядковому номеру фамилии студента в списке учебного журнала. Студент может взять другую тему из указанного перечня, согласовав ее с преподавателем.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ