Задача 4 Выявление преобладающего типа организационной культуры
Исходные данные и постановка задачи
Предложенные десять вопросов касаются разных сторон работы организации. По каждому вопросу подчеркните тот вариант ответа (А, Б, В или Г), который, по вашему мнению, лучше всего описывает вашу организацию. Вы должны делать свой выбор на основании реального положения дел в организации, а не исходя из того, как должно быть или как хотелось бы вам. Если вам кажутся подходящими две формулировки, все равно выберите только одну, которая лучше описывает ситуацию в вашей организации.
1. Основное дело руководства — это ...
А. Организация производства и поиск рынков сбыта
Б. Направлять работу и повышать эффективность
В. Делегирование ответственности и координация работы подразделений
Г. Инновации, решение проблем и налаживание сотрудничества между людьми
2. Коммуникации в нашей организации в основном:
А. Формальные и безличные
Б. Редкие, в письменной форме
В. Личные
Г. Частные и неформальные
3. Контроль в основном основан на:
А. Планах и формальных процедурах
Б. Достижении целей, выработанных подчиненным вместе с руководителем
В. Показателях сбыта продукции
Г. Бухгалтерских системах, бюджетах и нормативах
4. Мотивация чаще основана на:
А. Чувстве принадлежности к команде и командных ценностях Б. Надежде на повышение В. Личных оценках Г. Повышении статуса
5. Организационная структура в основном:
А. Неформальная
Б. Централизованная, функциональная
В. Децентрализованная и линейно-штабная
Г. Кроссфункциональная, ориентированная на проблему
6. Основные ценности:
А. Доминирование и подавление сопротивления Б. Рациональность и поддержание порядка В. Защита интересов членов организации Г. Достижение целей подразделения
7. Люди работают в основном, чтобы:
А. Соответствовать представлениям о «правильном» поведении
Б. Получать удовлетворение от работы
В. Решать проблемы и вносить вклад в общее дело
Г. Сохранять имеющиеся привилегии и завоевывать новые
8. Отношения с другими организациями в основном строятся на:
А. Взаимных интересах и общности
Б. Сотрудничестве
В. Конкуренции
Г. Соглашениях и соблюдении буквы закона
9. Власть в основном основана на:
А. Компетентности, опыте и знаниях
Б. Способности поддерживать дисциплину и порядок
В. Должностной позиции
Г. Способности и желании помогать другим людям
10. Людей поощряют в основном за:
А. Способность добиваться результата и побеждать
Б. Следование правилам и процедурам
В. Помощь другим людям
Г. Вклад в достижение целей организации
Решение
При подведении итога для каждого вопроса обведите те буквы, которые вы
отметили в опроснике. Затем по каждой колонке подсчитайте число баллов (обведенных букв).
Вопрос | Авторитарная культура | Бюрократическая культура | Культура, ориентированная на задачу | Культура, ориентированная на человека |
Б | В | А | Г | |
А | Б | Г | ||
Г | А | В | Б | |
В | Г | Б | А | |
Б | В | А | Г | |
А | Б | Г | В | |
Г | А | В | Б | |
В | Г | Б | А | |
Б | в | А | Г | |
А | Б | Г | В | |
Итого |
Колонка, получившая наибольшее количество баллов, будет соответствовать той культуре, которая доминирует в вашей организации.
Понятие конфликта и его структура (задания 1-10)
Задание 1
Работники предприятия, представленные профсоюзным комитетом, официально уведомили администрацию, что если она к определенному сроку не обеспечит погашение многомесячной задолженности по заработной плате, то персонал прекратит работу, объявит забастовку.
Вопрос:
Является ли данная акция конфликтом? Почему?
Задание 2
Двое коллег - служащих страхового общества - во время обеденного перерыва выступили между собой в спор по поводу того, является ли введение "валютного коридора" благом или злом. Один утверждал, что установление такого коридора позволяет поддерживать устойчивый курс отечественной денежной единицы и стабильность финансово-кредитной системы страны; другой же указывал на неизбежные издержки - ограничение свободы рыночных отношений, искусственное понижение курса доллара США и других зарубежных валют, что негативно сказывается на экспорте отечественных товаров и поступлениях валютной выручки.
Вопрос:
Является ли данная ситуация спором или конфликтом? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3
На крупном промышленном предприятии предстоит реконструкция одной из установок. Относительно проекта реконструкции столкнулись два разных замысла. Одна группа специалистов выступает за модернизацию оборудования и совершенствования существующей технологии, а другая - за полную замену оборудования и переход на новую технологию. Обе стороны апеллируют к руководству предприятия, добиваясь принятия своего предложения и доказывая неприемлемость другого.
Вопрос:
Подходит ли происходящее столкновение под определение конфликта?
Задание 4
В.Линкольн выделяет 5 причинных факторов конфликта: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные. В соответствии с данной классификацией определите, к какой группе факторов относятся причины конфликтов в следующих ситуациях:
1) Конфликт в организации из-за низкой заработной платы.
2) Начальник систематически просит сотрудницу сходить в рабочее время в магазин, аптеку, подать кофе, выполнить еще что-либо не по служебным обязанностям. Сделать это не трудно, однако сотрудница ощущает униженность, при этом не решаясь отказаться из-за боязни попасть в немилость.
3) В одной из организации молодой руководитель, желая получить рекламу своей фирмы, дал интервью корреспонденту газеты. После выхода в свет материалов оказалось, что там существуют искажения, которые могут нанести ущерб имиджу фирмы. При встрече с журналистом тот, показал записи, сделанные во время интервью, и не пожелал признать свои ошибки.
4) Юридический отдел организации не рекомендует заключение определенных сделок в связи с их большим риском, что привело со временем в противоречие с деятельностью других отделов, которые считают неправильными критерии, используемые юридическим отделом для определения степени риска.
5) Перед проведением аттестации в организации работников не поставили в известность об изменении критериев отбора, о предстоящем сокращении. В результате появилось множество слухов, сплетен, работа организации была затруднена на период времени проведения всей аттестации.
6) На производственном участке цеха часто происходит выпуск бракованной продукции вследствие неисправленного оборудования. В цехе нет механиков, отвечающих за работу именно этого вида оборудования, к ремонту подключаются свободные работники, их оплата не связана с качеством выпускаемой продукции. Руководитель цеха винит начальника участка за брак, тот - бригадира механиков.
Задание 5
Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбления. Между ними возникает конфликт.
Вопрос:
В чем причина конфликта?
Задание 6
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшего на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью?
Вопрос:
В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Задание 7
В конструкторском бюро не сложились отношения начальника отдела с коллективом. Начальник отдела был назначен на должность два месяца назад. До этого он работал в другом отделе, имел хорошую репутацию как специалист. Имеет большое количество изобретений, один из научных проектов, руководителем которого он был как ведущий инженер по предыдущей должности в другом отделе, получил высшую оценку на международной выставке.
Вопрос:
Проанализируйте, какие причины могли лечь в основу конфликта между новым начальником и коллективом?
Задание 8
Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.
Вопрос:
Определите структурные компоненты конфликта: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, а также возможные действия участников конфликта и результаты конфликта.
Задание 9
Сотрудница Иванова И.И. работает в офисе одной из компаний. Она открытый, жизнерадостный и активный человек, к ее мнению прислушиваются коллеги. Ее коллега Никитин Н.Н. работает вместе с ней. Он также авторитетен и всегда с пониманием относится к желаниям и нуждам ближнего. Все, кто его знают, отзываются о нем как о замечательном человеке. Однако Иванова И.И. уже несколько раз наталкивалась на непонимание со стороны Никитина Н.Н. Долгое время это не мешало им работать вместе. Но мелочи, из-за которых возникали споры, все накапливались, и отношения между Ивановой и Никитиным стали приобретать все более конфликтный характер. Никитин начал посмеиваться на Ивановой и придираться к ней. Иванова отвечала тем же, высказывая свое мнение. Со всеми, кто приходил в отдел, Никитин разговаривал ровно, охотно и добродушно, и лишь Иванова была исключением. Он постоянно подчеркивал, что все коллеги видят в нем хорошего, дружелюбного человека, в то время как Иванова обижается на него по абсолютно непонятным причинам. Если Никитин и Иванова оставались в помещении вдвоем, он вел себя неприветливо, демонстративно не разговаривал или хамски издевался над ней. Напротив же, в присутствии коллег он становился самой любезностью, отвечая на ее упреки вежливым молчанием.
В результате Ивановой И.И. никто не верил, когда она пыталась рассказать правду. Более того, ее подруги, ослепленные обаятельностью Никитина Н.Н., сами стати упрекать Иванову в несправедливости. У Ивановой И.И. начался тяжелый кризис, и она действительно начала вести себя вызывающе. Спустя некоторое время она решила сменить работу. Но депрессивное состояние продолжалось еще долгое время.
Вопрос:
Определите структурные компоненты конфликта: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта и исход конфликта.
Задание 10
На собрании творческого коллектива обсуждался вопрос о представлении к почетному званию "Заслуженный деятель науки" сотрудника Иванова И.И. Инициатором представления Иванова к почетному званию выступил руководитель коллектива. Руководителю были известны негативные высказывания в адрес Иванова некоторых сотрудников коллектива по якобы имевших место незаслуженных продвижениях по работе (Иванов до смены руководителя коллектива, которое произошло за два года до представления его к почетному званию, несмотря на успехи в научно-исследовательской деятельности, не находил должной оценки со стороны бывшего руководителя. С приходом нового руководителя Иванов был назначен на вышестоящую должность).
Численность коллектива, в котором трудился соискатель почетного звания, была небольшая (10 человек), в их числе были четверо сотрудников, имевших почетное звание, и трое претендовавших на него.
Вопрос о представлении к такому званию по соответствующему Положению мог решаться либо открытым, либо тайным голосованием. После короткого обсуждения кандидатуры сотрудник Петров внес предложение: процедуру выдвижения произвести тайным голосованием. Понятно, в результате итоги голосования оказались не в пользу Иванова.
Вопрос:
Проанализируйте данную ситуацию на предмет ее конфликтности.