Конкурентные стратегии бизнеса
Темы и разделы курса «Стратегический менеджмент» в соответствии с программой для студентов очного отделения
Тема 1. Сущность стратегического менеджмента
1.1. Стратегическое планирование
Сущность, виды и роль планирования в управлении организацией. Виды планирования и их содержание. Бюджетное планирование и его роль в организации. Стратегическое направление развития организации. Взаимосвязь видения – миссии – целевых показателей. Сущность миссии организации и основные принципы ее формирования. Отражение в миссии и в стратегических целях организации интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Методические основы формирования целей деловой организации. Принцип «5К». Виды целей и их приоритетность. Приоритеты в постановке целей организации. SMART – принцип. Стратегические и финансовые цели. Целевой менеджмент. Виды управленческой деятельности по стратегическому планированию. Этапы стратегического планирования.
Стратегическое управление
Предпосылки стратегического менеджмента. Стратегическое управление vs Оперативное управление. 5 задач стратегического управления. Реальная стратегия компании. Элементы стратегии компании. Субъекты стратегического менеджмента. Проблемы и трудности стратегического управления. «5P» стратегии H. Mintzberg (2002). Иерархия стратегий в организации (Стратегическая пирамида). Эволюция в теории и практике управления: Management by Instruction, Management by Objectives, Management by Learning. Исходные определения стратегического управления. Базовая модель стратегического менеджмента А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда.
Основная литература:
1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003. (Гл.1,2)
Дополнительная литература:
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. (Гл.3-4).
2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998. (Гл.1,4)
3. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006. (Гл.1).
4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1999.( Гл.1,2)
5. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб.: Питер, 2001. (Гл.1).
Тема 2. Эволюция систем управления и стратегического менеджмента
Основные этапы формирования теории стратегического менеджмента. Современные тенденции стратегического менеджмента. Трансформация модели стратегического менеджмента под влиянием новых научных концепций. Основные дихотомии теории стратегического управления. Эволюция проблем и методов стратегического управления. Основные парадигмы стратегического управления по D.Teece et al. (1990). Эволюция подходов к стратегии по R. Whittington (1993). Сравнение отраслевой, ресурсной, отношенческой концепций и концепции заинтересованных сторон по J.H. Dyer, H. Singh, 1998; J.E. Post et al., 2002.
Основная литература:
1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2009. (Гл.1,2)
Дополнительная литература:
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. (Гл.3-4).
3. Виссема Х. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000. (Часть 1 и 4.Гл.3)
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998. (Гл.1,4)
5. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006. (Гл.1).
6. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. Санкт-Петербург. ИД С.-Петербургского Государственного университета, 2006.
7. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1999.( Гл.1,2)
8. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб.: Питер, 2001. (Гл.1).
9. Питер Дойль. Менеджмент. Стратегия и тактика. СПб.: Питер,1999. (Гл.4)
Тема 3. Корпоративные и конкурентные стратегии
Стратегическая пирамида.
Определение направления развития компании. Выстраивание стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия. Деловая стратегия. Функциональная стратегия. Операционная стратегия. Факторы, формирующие стратегию: социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы; привлекательность отрасли и условия конкуренции, специфические рыночные возможности и угрозы, сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности, личные амбиции, философия и этика бизнеса, культура организации. Этика и стратегия бизнеса.
Эталонные стратегии бизнеса.
Характеристика эталонных корпоративных стратегий: виды и особенности корпоративных стратегий роста, стабилизации и сокращения. Стратегические альтернативы: интеграция, концентрации, диверсификация. Матрица Томпсона-Стриклэнда «Темп роста рынка - конкурентная позиция компании» выбора стратегий.
Конкурентные стратегии бизнеса.
Конкурентные стратегии: виды и особенности конкурентных стратегий (классические стратегии М.Портера). Типовые ошибки при выборе конкурентной стратегии. Конкурентные стратегии: особенности, условия эффективного применения и риски стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования.
Основная литература:
6. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003.( Гл.4, Гл.7-9).
7. Дэвид А. Аакер. Стратегическое рыночное управление. СПб.: «Питер», 2002. (Гл.8, Гл.14-15).
Дополнительная литература:
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2003.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 2005. (Гл.2).
3. Виссема Х. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000.
4. Гарретт Б. Дюссож П. Стратегические альянсы. Пер с франц., ИНФРА-М, 2002.
5. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006.
- Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1999. (Гл.8).
- Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб.: Питер, 2001. (Гл.4).
8. Питер Дойль. Менеджмент. Стратегия и тактика. СПб.: Питер,1999. (Гл.5).
9. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. (Часть 1).