Креативность и повседневная деятельность лидера
Креативность— творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. па
Креативность лидера может проявляться в одном из трех аспектов или в их сочетаниях.
1. Креативность в области специфических знаний, наличие талантов и способностей как профессионала (акцент на менеджерские компетенции).
2.Креативность в области задействования индивидуальной и групповой креативности подчиненных (акцент на эмоциональный интеллект, командообразование и работу в команде).
3.Креативность в области подбора наиболее эффективных методов решения проблем
Лидер должен быть на высоте в повседневной деятельности, которая включает следующие направления деятельности:
• сбор данных о группе и диагностика ее состояния и проблем развития. Лидер ведет в персональном компьютере индивидуальную страничку на каждого работника, наблюдает за ходом принятия решения, за уровнем исполнения ролей;
• анализ ситуации, планирование, организация деятельности (коллективного и индивидуального труда), индивидуальное и групповое материальное и коллективное стимулирование (лидерство), учет, контроль, координация, регулирование, коррекция;
• накопление данных о работниках;
• выявление потребностей работников;
• формулировка и развитие видения будущего группы, целей, стратегии движения к целям;
• формирование лояльности и сопричастности;
• обогащение труда подчиненных;
• делегирование им полномочий;
• развитие гибкости работников;
• обеспечение индивидуального подхода, убеждение на основе личного примера;
• обеспечение обратной связи;
• персональные интервью с работниками;
• поддерживающие коммуникации;
• дистанционное управление персоналом;
• урегулирование внутригрупповых конфликтов;
• организация принятия решений и решения проблем, в том числе с использованием индивидуальной и групповой креативности;
• развитие и поддержание командной работы, улучшение КТЖ, СПК, субкультуры, обучение, управление разнообразием в группе, борьба с дискриминациями;
• своевременная диагностика и устранение индивидуальных и групповых девиаций;
• выявление амплуа, ролевых предпочтений работников, обеспечение ролевой полноты (полноценности) и разнообразия в группе.
Заменители лидерства
Ситуационные теории лидерства, которые мы рассматривали до сих пор, описывают стили руководства, а также характеристики подчиненных и ситуации. Заключительным ситуационным подходом является концепция, в рамках которой утверждается, что ситуационные переменные могут быть столь значимы, что они способны заменить или нейтрализовать руководство. Эта концепция описывает те ситуации, в которых проявление того или иного стиля руководства не является важным или необходимым, а иногда и присутствие руководителя излишне, т.е. группа находится в режиме самоуправления.
В табл. 1 указаны ситуационные переменные, которые чаще всего заменяют или нейтрализуют характеристики руководства. Замена (субститут, суррогат) руководства делает проявление стиля руководства неактуальным или излишним. Например, высокопрофессиональные сотрудники, знающие, как нужно выполнять порученную им работу, не нуждаются в руководителе, который структурирует задания и внушает, как их исполнять. Нейтрализатор противодействует стилю руководства и избавляет менеджера от необходимости демонстрировать определенное поведение. Так, если руководитель совсем не обладает должностной властью или находится на большом расстоянии от подчиненных, его возможности отдавать распоряжения существенно уменьшаются.
Таблица 1 Заменители и нейтрализаторы руководства
Переменная | Фактор, наличие которого нейтрализует или заменяет необходимость проявления того или иного стиля руководства | Проявление стиля руководства, ориентированного | |
на задания | на сотрудников | ||
Характеристики организации | Групповая сплоченность | Заменяет | Заменяет |
Формализация | Заменяет | Неэффективно | |
Негибкость | Нейтрализует | Неэффективно | |
Слабая должностная власть | Нейтрализует | Нейтрализует | |
Физическая удаленность руководителя | Нейтрализует | Нейтрализует | |
Характеристики рабочих заданий | Сильно структурированные задания | Заменяет | Неэффективно |
Автоматическая обратная связь | Заменяет | Неэффективно | |
Задания, приносящие сотрудникам внутреннее удовлетворение | Неэффективно | Заменяет | |
Характеристика группы | Профессионализм | Заменяет | Заменяет |
Обученность (опытность) | Заменяет | Неэффективно |
Ситуационные переменные, указанные в табл. 1, включают характеристики группы, заданий и организации в целом. Например, когда сотрудники высокопрофессиональны и опытны, оба ключевых стиля руководства теряют свою значимость. Подчиненные не нуждаются ни в указаниях, ни в уважении. Сильно структурированные задания подменяют стиль, ориентированный на выполнение заданий, а удовлетворяющие сотрудников задания подменяют стиль, ориентированный на соблюдение интересов подчиненных. Что касается характеристик заданий, то высоко структурированные задания заменяют стиль, ориентированный на задачу, а задания, приносящие работникам удовлетворение, заменяют стиль, ориентированный на людей. Что касается самой организации, то групповая сплоченность заменяет оба лидерских стиля. Формальные правила и процедуры подменяют стиль, ориентированный на задачу. А удаленность руководителя от подчиненных нейтрализует оба стиля.
Модель, приведенная в табл. 1, помогает руководителям избегать перегрузки. Менеджерам следует выбирать стиль, который дополняет организационную ситуацию. Например, ситуация в банке характеризуется значительной формализацией, жесткими правилами и структурированными заданиями. Поэтому главному кассиру не следует осваивать стиль, ориентированный на выполнение заданий: в организации уже существуют структуры и определены направления работы. Следует сконцентрироваться на стиле, ориентированном на людей. В другой организации, если групповая сплоченность и обучение соответствуют социальным интересам сотрудников, менеджерам не следует использовать стиль, ориентированный на выполнение заданий. Руководители могут выбирать стиль, дополняющий организационную ситуацию, чтобы обеспечить и выполнение заданий, и потребности людей в рабочих группах.