Деятельность менеджера

Разделение труда менеджеров – это специализация управленческих работников на выполнение определённых видов деятельности, разграничение полномочий, прав и сфер ответственности, на основании которых решаются проблемы.

Разделение труда бывает:

1. Вертикальное разделение – это разделение по уровням управления.

       
    Деятельность менеджера - student2.ru
 
  Деятельность менеджера - student2.ru
Деятельность менеджера - student2.ru

В З - высшее звено;

Ср З - среднее звено;

Н З - низшее звено;

Низовой уровень – это менеджеры, имеющие в свом подчинении работников, преимущественно исполнительского труда.

Средний уровень – это 50-60% всего управленческого персонала, т.е. это менеджеры, ответственные за ход производственного процесса в подразделениях.

Высший уровень – это всего на всего 3-7% от общего числа управляющего персонала, т.е. администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией и её функционально-производственными комплексами.

2. Горизонтальное разделение труда – оно предусматривает конкретный объём работ по функциям управления (специализация).

3. Функциональное разделение труда – основывается на формировании группы работников, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль).

4. Структурное разделение – вытекает из организационной структуры, сферы деятельности, специфики организации.

5. Технологическая или профессионально-квалификационное – учитывает сложность и виды выполняемых работ.

Роли, выполняемые менеджером:

Название Содержание (функции) Примеры
Межличностные роли:
1. Главный руководитель. Выполняет обычные обязанности правового или социального характера. Церемонии, собрания и т.п.
2. Лидер. Отвечает за мотивацию и активацию подчинённых на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников. Все управленческие действия с участием подчинённых.
3. Связующее звено. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации. Переписка, участие в семинарах и собраниях, т.е. все элементы общения.
Информационные роли:
1. Получатель информации. Собирает текущую информацию специализированного характера о внешней и внутренней среде организации. Обработка почты, работа с контрактами и т.п.
2. Распространитель информации. Передаёт информацию подчинённым фактически или интерпретирует (изменяет), разъясняя политику и основные цели организации. Обработка почты, беседы, обзоры.
3. Источник информации. Передаёт информацию для внешних контактов с целью организации планов политики действий. Участие в заседаниях, выступлениях, общение через почту.
Роли, связанные с принятием решений:
1. Предприниматель. Определяет направление роста организации (внутри и вне организации); разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию организации; контролирует разработку проектов. Участие в заседаниях по разработке перспективных планов, стратегии.
2. Устраняющие нарушения. Обеспечивают корректировочные действия, когда организация оказывается перед неожиданными нарушениями. Участие в совещаниях по обсуждению стратегических вопросов.
3. Распределитель ресурсов. Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Составление графиков, запросов, программирование работы подчинённых.

Требования к менеджеру:

Специфика профессионализма – это умственный труд аналитического характера, это создание материальных благ через других работников.

Предмет труда – информация;

Средство труда – оргтехника и вычислительная техника;

Результат труда – управляемое решение.

1. Специальные знания и способности (умение обосновывать и принимать решения в любых ситуациях, включая ситуации неопределённости и критичности).

2. Информированность (по вопросам развития отросли, предприятия, техники, технологии, конкуренции, спроса и т.п.).

3. Опыт работы (знакомство с опытом).

4. Способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия; владение способами “эффективности”.

5. Умение использовать информацию в современных информационных технологиях (знание ПК).

6. Способность работать с людьми и управлять ими и самим собой.

7. Чувство долга и преданность делу; честность и доверие к партнёрам.

8. Умение чётко выражать свои мысли и убеждать.

9. Уважительное отношение к людям вне зависимости от их полномочий.

10. Способность быстро восстанавливать физические и душевные силы и критически оценивать свою деятельность.

Характеристика организаций:

Организация – это группа лиц, имеющих единую цель и работающих по единому плану.

Виды организаций:

1. Формальные организации – это группы, специально созданные по средством организационного процесса.

2. Не формальные организации – это спонтанно созданная группа людей, которые вступают во взаимодействие для достижения определённых целей.

3. Сложные организации – отличаются от двух предыдущих видов тем, что имеют набор взаимосвязанных целей.

Общие черты (характеристики) организаций:

1. Ресурсы: трудовые, финансовые, информационные, технологические.

2. Зависимость от внешней среды: экономические условия, потребители, конкуренты, правительственные акты.

3. Вертикально – горизонтальное разделение труда.

4. Необходимость управления.

Внутренняя среда организации – это набор оптимизационных факторов внутри организации.

1. Цели.

2. Структура – это логические взаимоотношения функций управления и функционирования областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей организации.

А). Линейная. Б). Функциональная.

П П П Деятельность менеджера - student2.ru П П П П П П

В). Линейно – функциональная.

Деятельность менеджера - student2.ru

П П П П П П

А). Недостатки:

- вероятность разрастания => затруднение передачи информации.

- перегрузка руководителя => низкие требования к руководству.

Достоинства – простота.

Б). Недостаток:

- нарушение единоначалья.

Достоинства - процесс управления разделён по функциям.

В). Матричная – внешне напоминает матрицу.

3. Задачи – предписанная работа, серия работ или часть работ, которые должны быть выполнены в заранее оговорённые сроки.

В организации дел:

- работа с людьми;

- работа с предметами;

- работа с информацией;

4. Технологии – это средства преобразования сырья (люди, информация или физические материалы) в исключительные продукты и услуги.

- единичное, мелкосерийное;

- массовое или крупносерийное;

- непрерывное производство;

5. Люди – этот фактор зависит от:

- поведения отдельных людей;

- поведения в группах;

- характера поведения руководителя;

Деятельность менеджера - student2.ru Деятельность менеджера - student2.ru Деятельность менеджера - student2.ru Деятельность менеджера - student2.ru Структура

Деятельность менеджера - student2.ru

Деятельность менеджера - student2.ru Задачи Цели Технологии

       
  Деятельность менеджера - student2.ru   Деятельность менеджера - student2.ru

Деятельность менеджера - student2.ru Деятельность менеджера - student2.ru Люди

Внешняя среда.

Среда классифицируется:

1. Среда прямого воздействия (непосредственное окружение).

2. Среда косвенного воздействия (макроокружение).

Деятельность менеджера - student2.ru Деятельность менеджера - student2.ru Потребитель Конкуренция

Деятельность менеджера - student2.ru

Деятельность менеджера - student2.ru Деятельность менеджера - student2.ru Деятельность менеджера - student2.ru Организация

Законодательство Поставщики

Профсоюзы

“Прямое воздействие”

Научно-технический Политические

Деятельность менеджера - student2.ru Деятельность менеджера - student2.ru прогресс факторы

Деятельность менеджера - student2.ru

Организация

           
  Деятельность менеджера - student2.ru   Деятельность менеджера - student2.ru
    Деятельность менеджера - student2.ru
 

Состояние экономики Международные

события

Социально-культурный

Фактор

“Косвенное воздействие”

Свойства внешней среды:

1. Неопределённость внешней среды (заключается в том, что для каждого конкретного фактора степень достоверности информации различна).

2. Взаимосвязанность всех факторов (например, законодательство влияет на поставщиков, т.е. заключается в том, что при изменении одного фактора происходит изменение других, притом в разной степени).

3. Сложность внешней среды (заключается в том, что число и разнообразие факторов значительным образом влияющих на организацию – велико).

Общая характеристика функций управления:

Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Планирование – предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Организовать – значит создать некую структуру.

Мотивация – это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность.

Контроль – сравнение достигнутого с запланированным.

1. Планирование и прогнозирование.

2. Организация.

3. Координация.

4. Регулирование.

5. Мотивация.

6. Контроль.

7. Учёт и анализ.

Особенность функций заключается в их взаимном проникновении.

Планирование и прогнозирование.

Планирование – это разработка мероприятий сроков их исполнения для достижения целей.

Прогнозирование и планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы.

Планирование и прогнозирование – это активный , постоянно управленческий процесс:

1. Усиливает темпы развития производства.

2. Способствует восприятию положительных ресурсов, материальных источников.

3. Снижает риск принятия неправильных решений.

4. Создаёт единство целей внутри организации.

Планирование предусматривает:

1. Цели.

2. Задачи.

3. Пути и средства.

4. Ресурсы, необходимые для выполнения задачи.

Замечания:

1. Цели задачи должны увязаться с материальными, физическими и трудовыми ресурсами.

2. Планирование устанавливает связь плановой работы с конечной целью (контроль).

Способы планирования:

1. От достигнутого управления.

2. Оптимальное.

3. Адаптированное.

1. От достигнутого управления – самый простой способ, не требует усилий, значений.

2. Оптимальное планирование – заключается в разработке максимально высоких конечных результатов при минимальных затратах, связано с качественным преобразованием во всей системе.

3. Адаптированное планирование – это план, который учитывает все условия внешней и внутренней среды (приспосабливается).

Требования к планированию:

Должно быть комплексным – т.е. учитывает результаты анализа хозяйственной деятельности, общественные потребности, трудов, материала, финансовых ресурсов, нормативную базу и т.п.

Прогнозирование:

Прогнозирование – это предвидение хода развития на предстоящий период для конкретной организации.

Виды прогнозирования:

1. Краткосрочное (от 3 месяцев до 1 года).

2. Среднесрочное (от 1 года до 3 лет) - используется для планирования производства и т.п.

3. Долгосрочный (3 года и более).

Прогнозирование => моделирование => программирование

↓ ↓ ↓

определяется вероятность описание будущего обоснование реализации

поступления ресурсов, состояния внутренней решений по выявляемым

наступление положительных и внешней среды. прогнозам и моделям.

и негативных ситуаций

во внешней и внутренней среде.

Средства планирования:

1. Концепция – это идея обоснования метода и условия её реализации.

2. Прогноз – это научное предвидение.

3. Программа – законченный комплекс задач, мероприятий, работ, объединённых общей целью и имеющей конкретные результаты.

Виды планирования:

1. В зависимости от содержания.

1.1. Планирование научно – исследовательских работ.

1.2. Планирование производства сбыта.

1.3. Планирование материально-технических снабжений.

1.4. Финансовое планирование.

2. В зависимости от организационной структуры. Планы подразделений.

3. В зависимости от направленности и характера задач организации.

3.1. Стратегическое планирование (перспективное планирование) – это долгосрочное планирование по выживанию организации, конкретно путём создания конкурентных преимуществ (пятилетний план и план по конкретным мероприятиям – прибыли и т.п.)

3.2. Среднесрочное планирование – это срочный план (3-4- года, планирование и источники прогнозирования).

3.3. Практическое планирование (текущее) – в рамках одного года – это детальные разработки шагов и желаемых результатов для организации и её подразделений (финансированный план на год, бизнес-план на сезон).

Процесс стратегического планирования:

Анализ внешней и

внутренней среды

 
  Деятельность менеджера - student2.ru

Деятельность менеджера - student2.ru Миссия(политика)

Цели организации

 
  Деятельность менеджера - student2.ru

Оценка внешней и

внутренней среды

организации с целью

выявления сильных

и слабых сторон

 
  Деятельность менеджера - student2.ru

Этап управления сильными

и слабыми организациями

 
  Деятельность менеджера - student2.ru

Анализ стратегических альтернатив

 
  Деятельность менеджера - student2.ru

Деятельность менеджера - student2.ru Деятельность менеджера - student2.ru Выбор стратегии Тактика Правила

 
  Деятельность менеджера - student2.ru

Деятельность менеджера - student2.ru Деятельность менеджера - student2.ru Деятельность менеджера - student2.ru Реализация стратегий оценка стратегий оценка прибыльности

 
  Деятельность менеджера - student2.ru

Деятельность менеджера - student2.ru Бюджет и т.д. оценка структуры

 
  Деятельность менеджера - student2.ru

Управление по целям

Технология планирования:

1. Определение основных задач, необходимых для достижения целей (пример: снизить издержки предприятия на 8% - а. совершенствованием производственных процессов;

б. переподготовкой трудовых ресурсов.

2. Установление взаимосвязей между основными видами деятельности (прим.: Составление календарного плана).

3. Уточнение полномочий для каждого вида деятельности.

4. Оценка затрат времени для каждой операции.

5. Определение ресурсов (составление бюджета).

6. Проверка сроков и коррекция планов действия.

Наши рекомендации