Японская и американская модели менеджмента
Традиционно российская школа управления испытывает влияние американской и японской управленческих школ и сама также оказывает влияние на них. В США половина работающих занята на малых предприятиях, которые дают половину всей продукции и еще больше – новых идей и инновационных изделий. В Японии 9/10 трудоспособного населения также занято в малом бизнесе, на его долю приходится 70 % всех продаж.
По данным многочисленных публикаций приводим сравнительные правила, составляющие японскую и американскую модели менеджмента (табл. 1).
Таблица 1.
Японская и американская модели менеджмента
Япония | США |
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия | Индивидуальный характер принятия решения . |
Коллективная ответственность | Индивидуальная ответственность |
Гибкая (индивидуальная для организации) структура управления | Строго формализованная структура управления |
Неформальная организация контроля | Четко формализованная процедура контроля |
Коллективный контроль | Индивидуальный контроль руководства |
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост | Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе |
Основное качество руководителя — умение осуществлять координацию действий и контроль | Главные качества руководителя – профессионализм и инициатива |
Ориентация управления на группу | Ориентация управления на отдельную личность |
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату | Оценка результатов по индивидуальному результату |
Неформальные отношения с подчиненными | Формальные отношения с подчиненными |
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы | Деловая карьера обусловливается личными результатами |
Подготовка руководителей универсального типа | Подготовка узкоспециализированных руководителей |
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу | Оплата труда по индивидуальным достижениям |
Долгосрочная занятость руководителя в фирме | Наем на работу на короткий период |
Во всех случаях менеджер должен уметь:
• правильно говорить, чтобы его поняли подчиненные, без двусмысленности в постановке задач;
• учитывать возраст, психологию, опыт и темперамент при работе с людьми; слушать и понимать собеседника;
• грамотно, сжато, понятно и аргументировано писать;
• быстро читать и усваивать суть проблемы и профессионально принимать решения;
• быть организованным и четким в работе.
Приоритеты функционального и структурного подхода
Рассмотрим два элемента системы управления: функции и их организационное оформление в виде структур. Функции и структура управления находятся в диалектическом единстве. При создании новой организации функции выступают основой для формирования структуры (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности).
При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой служит структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций. При этом структура принципиально не меняется, т. е. сохраняются ключевые подразделения и должности (табл. 2).
Таблица 2.
Взаимодействие функций и структуры
Организация | Функции | Структура |
Создастся новая | Основа | На базе функций |
Действующая | На базе структуры | Основа |
А) Новые организации
Собственники (учредители) новых организаций (в основном это общества с ограниченной ответственностью или товарищества) после завершения организационного марафона по их регистрации сталкиваются с новой проблемой: как создать эффективное управление? С чего начать? Можно идти от здравого смысла и опыта аналогичных организаций, а можно – и по пути создания «под себя» (под конкретного учредителя и организации) приемов и методов управления, используя известные разработанные методики.
Первый вариант самый дешевый и быстрый. Уже на следующий день можно создать подразделения, аппарат управления (директор, бухгалтер и т.д.) и наделить их правами, полномочиями и ответственностью. В ряде случаев такой механизм хорошо работает. Но в предпринимательстве выживает только тот, кто все делает не просто хорошо, а лучше, чем у других (проще, эффективнее, надежнее). Поэтому для них рекомендуется второй вариант, который предусматривает профессиональный подход. Учредители могут либо сами реализовать достаточно простые методики формирования механизма управления, либо воспользоваться услугами профессионалов из консультационных фирм.
Профессиональный подход заключается в реализации шести этапов:
1.Формирование временной группы по созданию организации.
2. Составление набора необходимых функций управления и производства.
3. Проверка набора функций управления по методике функционально-стоимостного анализа.
4. Распределение этого набора по четырем группам (активизирующие, тормозящие, нейтральные и потенциальные) и их анализ. Активизирующие направлены на реализацию текущих программ собственника, тормозящие – это дань старым подходам и традициям (они, кстати, играют важную позитивную роль); потенциальные направлены на реализацию стратегических программ собственника и, наконец, нейтральные — это функции, влияние которых на процесс производства и управления минимален, они важны с социальной стороны производства (в каждой организации есть люди, многолетний труд которых принес ей существенный успех; и поэтому иногда руководители в знак признательности оставляют таких людей (уже пенсионеров или инвалидов) в организации и дают им посильные виды работ, может быть, и ненужных для организации).
5.Создание функциональной структуры управления.
6. Создание организационной структуры управления на базе функциональной.