Тема 6. основная функция организация
Цель функции организации — подготовка и обеспечение выполнения запланированных действий и достижения запланированных целей. В процессе реализации данной функции взаимодействуют три основных компонента: люди, экономические отношения и технические средства.
Содержание функции организации предполагает создание системы отношений, обеспечивающей распределение задач и ресурсов между отдельными подразделениями и сотрудниками, установление системы их взаимодействия, осуществление координации их действий по реализации планов, принятых решений и достижению целей организации.
Координировать — означает приспосабливать средства к цели, согласовывать операции между собой, придавать вещам и действиям необходимые пропорции. Например, обеспечивать пропорциональность материальной и социальной составляющих; учитывать обязательства и следствия каждой операции (технической, коммерческой, финансовой и т.д.), которые она влечет для всех других операций; соизмерять издержки с финансовыми ресурсами, оборудование — с нуждами производств, снабжение—с потреблением, сбыт— с объемами производства и т.п.
В самом общем плане осуществление функции организации связано с определением этапов реализации плана или решения, назначением ответственных исполнителей на каждом этапе и введением порядка взаимодействия исполнителей (кто с кем и как должен взаимодействовать на разных этапах выполнения плана или решения).
В содержание функции организации многие авторы включают, кроме перечисленных задач, и проектирование организационной структуры управления предприятием или приведение ее в соответствие с целями, намеченными на стадии планирования. И все же проектирование организационной структуры частный случай общей функции — организации.
Частью организации исполнения планов работы является ее проектирование, в ходе которого решается, кому и как следует действовать. Проектирование позволяет достаточно четко выделить и описать тот или иной участок работы, обеспечить последующую реализацию функции организации.
Проектирование работы включает следующие основные этапы: анализ работы; установление ее параметров; определение технологии выполнения работы; восприятие исполнителями содержания работы.
В зависимости от выбранного метода анализа работы описание ее содержания может: а) формулироваться как простое заявление о том, что надо делать; б) иметь форму детального разъяснения каждой отдельной операции. Второй метод называют функциональным анализом. Он предполагает описание работ из следующих позиций:
что исполнитель должен делать по отношению к другим работникам;
какие методы и операции предпочтительны;
какие машины и оборудование необходимо использовать;
какой продукт или услугу предполагается получить в результате работы.
Первые три позиции связаны с действиями, четвертая — с результатами работы.
Индивидуальные требования к работе отражают необходимые для ее выполнения качества исполнителя: навыки, способности, образование, опыт, здоровье, воспитание и др. Уровень качества подготовки менеджеров в образовательных центрах определяется требованиями образовательного стандарта в области менеджмента.
Компетентность – это совокупность современных знаний умений (навыков) и опыта, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, функций и закрепленных видов деятельности.
Компетентность менеджера – это его способность применять в практической деятельности современные знания, передовой опыт и технологии для решения возникающих проблем и задач развития и управления организаций.
Уровень компетентности менеджера | [ | ¨ уровень знаний и понимание происходящих изменений в окружающей организацию среде ¨ уровень необходимых профессиональных (управленческих) навыков (умений) ¨ опыт практической работы и личных успехов |
Необходимый уровень современных знаний:
¨ отражает уровень развития человеческой цивилизации и любой организации
¨ является следствием непрерывных изменений, происходящих в мире, в познании человечеством законов развития организаций
¨ необходимым условием для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности развития организации, в том числе, коммерческих, в условиях повышенной неопределенности поведения и воздействий внешней среды.
¨ это новые подходы, принципы, стратегии, модели, методы и технологии управления организацией, соответствующие новым условиям жизнедеятельности организации.