Мотивация как функция менеджмента: мотивация и стимулирование
Понятие «мотивация» Мотивация – это:
— Совокупность движущих сил побуждающих человека к осуществлению определённых действий для достижения личных целей и целей организации
— Процесс формирования и использования мотивов поведения человека в практике управлением его деятельностью. Поведение каждого человека определено внутренним побудителей силами (потребности, мотивации) и обусловленные внешними факторами-стимулами.
Мотивирование – использование внутренних побудительных сил человека в интересах формирования необходимых характеристик его деятельности (усилий, стараний, настойчивости, добросовестного отношения к делу, направленности). Виды: Внешнее воздействие к вызову определение мотивов; формирование мотивации: структуры личности.
Стимулирование – процесс создания условий, возможностей, атмосферы заинтересованности человека в проявлении инициативы и настойчивости в достижении успеха своею деятельности; Использование интересов в формировании системы мотивов человека. Два вида: Материальная и моральная.
Эти два вида стимулирования должны чередоваться, т.к. материально стимулирование имеет обратную зависимость по отношению к мотивации и растёт в геометрической прогрессии. Реакция на стимулирование у разных людей разная и непредсказуемая, чем выше уровень развития организации, тем реже прибегают к стимулированию.
Мотивационный процесс
Стадии: Возникновение потребностей (потребность – нехватка чего либо) → Осознание потребность и поиск путей их устранения → Принятие решений о направлении действий → Осуществление действий по устранению или удовлетворению потребностей → Получение вознаграждения → Устранение (удовлетворение) потребностей.
Высшие потребности никогда не удовлетворяются, они остаются источником мотивации.
Теории потребностей:
— Теория иерархии потребностей Маслоу:
— Теория приобретённых потребностей Мак Клелланда – какие-то потребности, это потребности соучастия, властвования и достижения.
— Теория двух факторов Герцберга – гигиенические (зарплата, безопасность, условия работы) и мотивированные (признание, рост, достижение)
Виды мотивов:
— Трудовые: материальные, нематериальные
— Не трудовые: одобряемые и неодобряемые обществом
Мотивы зависят от направленности:
— На себя «Вы человек умный, думаю у вас получится»
— На других «коллеги будут вам благодарны, если вы»
— На задачу «Вам предстоит решить очень интересную задачу»
— На результат: Достижение успеха или избегание неудач
Сложнее всего мотивировать людей талантливых и высокопрофессиональных. Рекомендуется мотивирование через метафоры, через восприятие.
Для стимулирования важно определить цели сотрудников
Ориентации людей на цели:
— На будущее: долгосрочные цели (часто мужские)
— На настоящее: ставят краткосрочные цели, получают удовлетворение от результата
— На прошлое: любят вновь переживать прошедшие события, по этому цели повторяются.
Уровень притязаний:
— Высокий уровень означает, что цель сильно завышена, не достижима
— Низкий уровень, цели не развивающиеся
— Оптимальный уровень, ставит достаточно отдалённые, но и достижимые цели.
Основные теории мотиваций
Сочетание целей и мотивов дало теории процесса мотивации:
— Теория ожидания Врума: Степень усилий. Получаемый результат и значимость результата. Человек задаётся вопросом «надо ли мне это?»
— Теория постановки цели Локка: СМАРТ принцип
— Теория равенства Стейси Адамса
— Теория партисипативного управления: человек получает удовлетворение от работы с ещё большей отдачей если ему обеспечивают хорошую обратную связь и доступ к информации, а также к принятию решений.
Способы управления мотивации:
— Экономические – основывается на том, что работники получают определённые выводы, здесь действует закон подкрепления. Формы: Заработная плата; система различных доплат; компенсации, льготы; другие.
— Организационные – мотивация: целями, должностями, санкциями, участием в делах, обогащением труда (через разнообразие, автономию, индивидуальность, значимость). 3 метода: Упрощение задач, ротация, расширение задачи.
— Моральные – общественное признание, персональные поздравления, награждения, почётные звания, похвала и критика, награждение и т.д.
В процессе мотивации важно научиться предоставлять позитивную и корректирующую обратную связь. Позитивная связь даётся когда сотрудник превышает установленные стандарты, постоянно соответствует стандарту, впервые выполнил необходимые нормы, демонстрирует прогресс в качестве своей работы. Алгоритм: привести конкретные детали работы → сказать как это выгодно для компании, подразделения и для вас лично как руководителя → отметить личные качества, которые позволили сотруднику добиться этого результата.
Корректирующая обратная связь предоставляется для указания на ошибку, оценки предложении или идей и для коучинга на рабочем месте. Алгоритм: отметьте достоинства которые необходимо сохранить → укажите на недостатки в работе которые необходимо исправить → изучите идеи которые позволят не повторять такие происшествия в дальнейшем.
Парадокс в управлении мотивации и ожиданиями руководителей в отношении работы сотрудников